Уполномоченный по правам человека в Марий Эл Ирина Татаринова рассказала «Марийской правде», каким образом борются с нарушением прав граждан в нашей республике, и какие острые вопросы до сих пор остаются не решенными.
Жалоба как подарок
- Главным источником информации для уполномоченного по правам человека являются, безусловно, жалобы граждан. Они поступают ко мне как в письменной форме, так и в ходе личных приемов. И жалоба гражданина для меня является настоящим подарком в том смысле, что это, кроме всего прочего, самый быстрый источник информации. Он позволяет выявить факты отклонений, которые допускают представители органов власти. Рассматривать такие заявление нужно не с точки зрения субъективного мнения заявителя и, тем более, его характеристик как человека, а с точки зрения содержания жалобы. И если сделать это объективно, то можно очень быстро принять правильное управленческое решение, которое сможет исправить эту ошибку. И я считаю, что жалоба для представителя власти, цель которого стоит, прежде всего, в обеспечение законных интересов граждан, является подарком. Она очень быстро ему дает информацию о тех отклонениях, которые происходят в действиях властей.
Факт нарушения есть, но доказать порой сложно
- Любое нарушение прав человека для меня, естественно, является вопиющим. В теории прав человека нет градации или приоритетности одних прав над другими, все они важны. За прошлый год я рассмотрела 676 коллективных и индивидуальных жалоб. Своими силами мне как уполномоченному удалось восстановить права в 58% случаев, в которых нарушение прав имеет место.
К сожалению, в остальных случаях нам не удалось восстановить права граждан, хотя факт нарушения имеет место быть, он признан действительным и обоснованным. Например, крайне сложно это сделать, когда выносится постановление дознавателей или следователей в возбуждении или прекращении уголовного дела, которые неоднократно отменяются прокурорами и даже судами. Это уже системная проблема.
Неисполнение решений
- Аналогичная ситуация с неисполнением судебных решений, причем, как правило, со стороны органов местного самоуправления, по выделению жилья в сельской местности. Об этом я также говорю в своем докладе, причем, не в первый раз обращаю на это внимание. Этот вопрос не решается уже не один год. На мой взгляд, одна из проблем здесь - бюджетная недостаточность прежде всего сельских поселений. Здесь необходимо, как я считаю, консолидированное решение на уровне всех органов власти, для того, чтобы помочь. Решение всегда должно исполняться!
По данным на 1 января 2016 года, 84 подобных судебных решения не исполнено. Если сравнивать с аналогичным периодом 2014 года, идет рост на 18 дел. Причем, порядка 11 дел тянутся уже пять лет! То есть, в этих случаях уже есть судебные решения. Которые не исполняются. Здесь мы однозначно приходим к выводу о факте нарушения конституционного права на судебное решение.
Острая проблема - с очередями в детские сады
- Еще одна тема, которая стоит довольно остро – это прозрачность выделения путевок в детские сады в Йошкар-Оле. Как и положено, родители ставят ребенка на учет, когда ему исполняется два или три месяца, попадают в очередь и ждут, когда получат путевку. Естественно, они хотят быть уверены, что их ребенок пойдет в детский сад в порядке своей очереди. Также есть категория граждан, чьи дети имеют преимущественное право на предоставление места в детском саду: это дети-инвалиды, чьи родители работают в органах МВД, прокуратуры, судов или из многодетных семей.
Непонятные правила
- Когда мы начали проверки по индивидуальным жалобам, оказалось, что до середины 2015 года, родители, чьи дети имеют это преимущественное право на получение места в детском саду, при подаче документов, доказывающих это преимущество, в реестре сданных документов не расписывались, да и реестр этот не формировался. Когда в 2015 году родители льготных категорий обращались в Управление за информацией о состоянии очереди их ребенка в детский сад, они с удивлением узнавали, что в личных делах документы льготности отсутствуют, их дети стоят на общем учете. Вплоть до октября 2015 года мы сталкивались с подобными фактами.
Кроме того, во всех муниципальных образованиях страны и, конечно, нашей республики с 2014 года действует электронная очередь в детские сады, в которой любой родитель может самостоятельно посмотреть, где стоит его ребенок, сколько человек до него. Только в Йошкар-Оле электронная очередь не отвечает, по словам чиновников, действительному положению дел. Родителям, чтобы получить доступ на свои персональные страницы, надо сильно постараться.
Жалобы «из-за решетки»
- Также достаточно остро стоит вопрос в соблюдении прав человека, в том числе и доступности медицинской помощи, для людей, находящихся в местах лишения свободы в нашей республике. Много информации касательно этого я получила и в ходе плановых визитов подобные учреждения, и, конечно, из жалоб самих осужденных. У меня очень большая надежда, что в сотрудничестве с вновь назначенным начальником управления ФСИН республики Сергей Евтушенко мы все-таки сможет найти решения столь непростой проблемы.
Обращения к Уполномоченному без цензуры
- Уполномоченный по правам человека – это государственное лицо, к которому письма из мест лишения свободы по закону попадают в течение суток без прохождения какой-либо цензуры, это прописано, в том числе, и в Уголовно-исполнительном Кодексе.
Кому нужна помощь
- Больше всего жалоб всегда поступает от наиболее активного и наиболее грамотного с правовой точки зрения населения. Как правило, такие граждане живут и работают в столице республики. Поэтому больше всего жалоб поступает из Йошкар-Олы, Медведевского и Звениговского районов, то есть из городов. Также большое количество жалоб приходит от так называемых уязвимых категорий населения, то есть тех, кто в силу каких-либо причин сам себя защитить не может: это инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и другие. Они уязвимы с точки зрения соблюдения и защиты их конституционного права.
«Молчащая группа»
- Недавно я столкнулась с таким термином как «молчащая группа». Это люди, которым плохо, но они все-равно ничего не рассказывают. Например, я довольно часто бываю в одной колонии, где, с моей точки зрения, наверняка есть очень серьезные проблемы с соблюдением прав. Но никаких жалоб нет! И я имею основания подозревать, что там как раз и существуют эти «молчуны». Другой пример. Традиционно, сельчане редко обращаются в органы власти, в том числе и к Уполномоченному. И это означает, что мне нужно очень внимательно смотреть в отдаленные территории. Поэтому снова возвращаюсь к тому, что для уполномоченного жалобы являются главным источником информации, но не единственным.
http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/irina-tatarinova-dlya-menya-lyuboe-narushenie-prav-cheloveka-eto-vopiyushchiy-fakt-/