Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета республики Марий Эл

424000, г. Йошкар-Ола, ул.70-летия Вооруженых сил СССР, д.20
телефон: 8 (8362) 45-26-44
e-mail: info@marpravda.ru

Сатира и Ад: в Марий Эл православный священник выступил против "БендериАДы"

Сатира и Ад: в Марий Эл православный священник выступил против "БендериАДы"

Недавно в группе одной из соцсетей появился посвящённый «Бендериаде» обширный пост с названием «КОЗЬМОДЕМЬЯНСК – ВАСЮКИ? (Неужели Бендер – наш герой, а бендериАДа – день города святых Космы и Дамиана?)». Как человек, много лет связанный с проведением «Бендериады», не могу не ответить автору этой статьи.

Как указано в начале и в конце поста, материал перепечатан по статье протоиерея Геннадия Ромашова, настоятеля храма Рождества Христова в селе Пайгусово (Марий Эл). Трудно спорить со священнослужителем – тем не менее, оставив в стороне вопросы веры, ответим на ряд ключевых положений данной статьи.

Начнём с названия. Чтобы подчеркнуть «антиправославный», «бесовский» характер проводимого в Козьмодемьянске ежегодного фестиваля сатиры и юмора, автор вычленяет из его названия слово «ад». Но помилуйте, с таким же успехом это слово можно извлечь из слов «олимпиада», «спартакиада», а также из названия великого гомеровского эпоса, написанного в дохристианские времена.

Далее. Автор считает, что мы предаём имена наших святых покровителей Космы и Дамиана, в честь которых назван наш город, если позволяем себе переименовать его в какие-то вымышленные Васюки. Но позвольте – во-первых, никто город не переименовывает – просто на один день, в шутку (!), город становится литературными Васюками, а во-вторых, козьмодемьянцы, называясь в этот день васюкинцами, демонстрируют ещё и столь ценное качество как умение посмеяться над собой. Делать из этого факта глубокомысленные выводы о забвении своих исторических корней, по меньшей мере, некорректно.

Далее. Сам фестиваль сатиры и юмора автор называет «вакханалией», «бесовским действием». Цитирую: «Весь праздник сводится к пьянству, разврату и другой мерзости (детские аттракционы с изображением нечисти, «парад» с переодеванием в священников – будто вернулись в самые страшные богоборческие времена…)». Пойдём по порядку. «Пьянство» - где оно? С тех пор, как на фестивале была запрещена продажа спиртных напитков, пьяных на празднике стало заметно меньше. «Разврат» – ?! Без комментариев. «Другие мерзости»? Про «парад с переодеванием в священников» чуть позже. Детские аттракционы «с изображением нечисти»? Видимо, имеются в виду драконы и другие устрашающие мифологические существа. Да, возможно, было бы комфортнее кататься с горок, изображающих наших добродушных мишек или сохатых – но тут уж претензии скорее к духовному состоянию всего нашего общества, предпочитающего добрым зверям различных монстров, нежели к «Бендериаде».

А теперь самое существенное. Обличительный пафос статьи направлен не только против «Бендериады», но и, прежде всего, против самого романа Ильфа и Петрова и его главного героя Остапа Бендера.

Начнём с книги. Автор считает «Двенадцать стульев» «антиправославным» романом, «написанным в основном для того, чтобы высмеять, унизить православного священника». Согласиться с этим утверждением можно лишь отчасти. Действительно, на страницах романа выведен малосимпатичный, даже анекдотический персонаж – священник отец Фёдор. Во-первых, здесь надо иметь в виду времена, когда писался роман, - времена атеистические, богоборческие, и критика церкви была тогда в порядке вещей. Но самое главное – роман «Двенадцать стульев» – это гениальная сатира, направленная на все пороки современного авторам общества. Какие? Пожалуйста, на выбор – на бюрократизм, мещанство, пошлость, невежество, на чрезмерный авангардизм и пережитки прошлого, на обычные человеческие пороки – жадность, зависть, глупость… Фигура отца Фёдора – всего лишь одна в длинном ряду комических, гиперболизированных масок. Впрочем, наверное, есть смысл убрать этого персонажа из карнавального шествия, поскольку насмешка над саном действительно может оскорблять чувства верующих.

Ещё небольшое замечание. Автор статьи, указывая на известный факт биографии Великого Комбинатора (что тот является «сыном турецкоподданного»), замечает, что «Турция – мусульманская страна». Что же, давайте на этом основании поссоримся со всем мусульманским миром?

Далее – автор утверждает, что «вся мировая литература

имеет целью воспитание на примерах добра». Но возьмите великий роман классика отечественной литературы (и при этом глубоко религиозного человека) Николая Васильевича Гоголя – поэму «Мёртвые души». Где там «примеры добра»? Главный герой поэмы Чичиков – настоящий прохвост, жулик и проходимец – однако же этот роман считается одним из главных произведений русской литературы. Почему? Да потому что в нём представлена широчайшая панорама русской жизни того времени – как и в романе «Двенадцать стульев».

И, наконец, последнее и, пожалуй, самое существенное. Кто же такой этот Остап Бендер, чьим именем в 1995 году был назван фестиваль сатиры и юмора? Скажите на милость, почему мы так любим этого персонажа, если он обычный «аферист, жулик, проходимец, авантюрист», как называет его автор статьи? Да потому и любим, что это всё не про него. Потому что ЭТО в нём не главное. А что же главное? Мелочность? Зависть? Бросьте – когда это Бендер был мелочным и завистливым – эти черты характера присущи скорее его «компаньону» Кисе Воробьянинову, которого Бендер таскал с собой лишь потому, что без него «не так смешно жить». Любовь к деньгам? Да, вроде бы Бендер только и делает, что гонится за богатством и при случае сам охотно говорит об этом, - но тогда почему он с такой лёгкостью прогуливает всю сумму, добытую «конциссеонерами» у Кислярского? Возникает крамольная мысль – не потому ли, что и деньги для него – тоже не главное?

И тут мы подходим к самой сути этого персонажа. Бендер – не жулик, не авантюрист, не проходимец – он ИГРОК. Жизнь для него – это большая игра, которую нужно сыграть как можно боле эффектно. В этом его авантюризм, его романтичность и сентиментальность, в этом же его уязвимость. Гибель от руки нечистоплотного компаньона, озабоченного исключительно жаждой обогащения, – гибель героическая. Вряд ли нужно напоминать, что смерть героя в литературном произведении – ни в коем случае не есть его поражение.

Но вернёмся к нашему фестивалю. Соглашусь с автором, что для многих этот день – возможность «детей на каруселях покатать, мороженое поесть». Не только. Ещё – погулять среди шумной толпы, встретить своих знакомых. Послушать приезжих артистов. Метнуть дротики, пострелять из винтовки, отчеканить монету. Поиграть в волейбол. Сразиться с мастером за шахматной доской. Поучаствовать в конкурсе на знание романа «Двенадцать стульев». Посмотреть фейерверк. Много чего есть на «Бендериаде» – как и положено на типичном Дне города (все помнят, что в течение нескольких лет «Бендериада» и была Днём города).

Но вот чего нет ни на одном Дне города в других географических точках нашей страны – это так называемой «литературной составляющей», которая изначально лежала в основе этого праздника и которая коренным образом отличает «Бендериаду» от всех других подобных мероприятий. Уникальность «Бендериады» в том и состоит, что она возникла на стыке литературы и живой действительности, как воплощение идеи главного героя о грядущем преображении города на Волге.

К сожалению, с годами эта центральная идея несколько выветрилась, и «Бендериада» сейчас по большей части – обычное развлечение, на которое, впрочем, охотно идут как жители, так и гости славного города Козьмодемьянска, особенно «не заморачиваясь» над тем, что же мы в этот день празднуем. И по большому счёту, если мы хотим, чтобы название фестиваля соответствовало его содержанию, нам нужно вернуться к первоисточнику, сделав литературу (и шахматы!) смысловым центром праздника. Либо, что тоже не очень плохо, проводить весёлый День города с привычной уже «бендеровской» атрибутикой. Проводить смело, ибо ничего «бесовского» в нашей «Бендериаде» нет – это просто такая азартная игра для взрослых. А то мы стали что-то уж слишком серьёзными…

Олег Морозюк.

 

P.S.

Мне, как первому организатору «Бендериады» 1995 года, было удивительно читать такую статью уважаемого настоятеля церкви в с. Пайгусово. В своё время даже меньше вызывало удивление, когда в музей Остапа Бендера заходили пожилые люди и спрашивали, почему мы открыли музей врагу народа Бандере. И мы объясняли им, что это совсем разные люди, и они нас понимали.

Мне хотелось бы, что любой, кто берется за перо, не забывал заповедь: гордыня и вытекающие из нее пороки нередко торжествуют над людьми. Теряя связь с реальностью, мы считаем себя всесильными и всеправыми, оправдываясь: «Не я такой, а жизнь». Оправдывая свои деяния, мы корим за малейшие проступки окружающих.

Арнольд Муравьев.

http://www.marpravda.ru/news/religiya/satira-i-ad-v-mariy-el-pravoslavnyy-svyashchennik-vystupil-protiv-benderiady/

Автор: Редакция газеты

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 397

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ