Мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов провел первую в этом году пресс-конференцию. Он без прикрас обрисовал ситуацию в марийской столице, не умолчал о многочисленных трудностях и объяснил, как городские власти намерены с ними справляться.
Плоды оптимизации
Слово «оптимизация» стало за последние годы одним из самых популярных не только в чиновничьей среде, но и среди простых смертных. А куда деваться, когда финансы поют романсы?
Правда, на 2017 год депутаты городского собрания впервые за долгое время приняли бездефицитный бюджет. Но параметры у него более чем скромные — вся доходная часть не превышает 1,4-1,5 миллиарда рублей. Расходная — такая же, вот и выкручивайся, как можешь...
Неудивительно, что городские власти усиленно ищут пути экономии средств. Так, в минувшем году провели эксперимент — установили в подвалах девяти школ узлы погодного регулирования. Они жестко привязывают уровень обогрева к температуре на улице, а потому позволяют избежать перерасхода тепла. Практика показала, что энергосберегающее оборудование окупится через два-три года. Уже есть планы в нынешнем году оснастить такими узлами все школы города.
А вот другой пример. До недавнего времени закупка продуктов для детских садов велась по прямым договорам. Это было и затратно, и непрозрачно. Хорошенько все обдумав, муниципалы перешли к другой системе — аукционной. В итоге удалось сэкономить примерно 20 миллионов рублей — шестую часть всей суммы, выделенной на эти цели.
На аукционной основе начали распределяться и места уличной торговли. Вот так, с помощью различных новшеств, удалось несколько разгрузить бюджет и сохранить его традиционную направленность (более 70 процентов расходов идут на социальные нужды).
Троллейбус — транспорт стратегический
Многих йошкаролинцев серьезно беспокоят обострившиеся транспортные проблемы. В частности, главному городскому перевозчику - муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» - грозит участь банкрота. На введении этой процедуры настаивает Управление Федеральной налоговой службы по Марий Эл. Причина — многомиллионные долги по налогам.
Евгений Маслов признал, что у «МП «ТТ» далеко не блестящее финансовое положение. Но это предприятие является для города стратегическим, и потерять его ни в коем случае нельзя.
Таким образом, надо сделать все, чтобы процедура банкротства, если она все же будет введена, закончилась не ликвидацией, а оздоровлением предприятия. Возможности для этого есть.
К примеру, три года подряд стоимость проезда в троллейбусе держалась на одном уровне — 16 рублей. Сейчас она подросла до 18, но и эта сумма не окупает себестоимости перевозок. Для сравнения: кировчанам одна поездка обходится в 20 рублей, казанцам - в 25. При этом в обоих городах стоимость проездного билета превышает 1000 рублей (у нас — пока 700).
Другие пути решения проблемы — отказ от непрофильных активов и сокращение штатов. В результате только за минувший год расходы предприятия сократились на 50 млн. рублей.
Помогут ли эти и другие меры вызволить МП «ТТ» из долговой ямы, пока сказать трудно, но мэр настроен оптимистично.
Сколько стоит комфортная среда
Мы уже писали о том, что в России запущен приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». В идеале он должен коснуться всех крупных населенных пунктов с численностью населения более тысячи человек.
Реализация проекта продлится несколько лет, и Йошкар-Ола, разумеется, не останется в стороне. Первым делом предстоит разработать и принять соответствующую муниципальную программу. Две трети собранных средств должны пойти на благоустройство дворов и придомовых территорий, остальное — на приведение в порядок парков, скверов и других мест общего пользования.
Откуда же возьмутся сами средства? Главный источник — федеральный бюджет, из которого на эти цели республике будет выделено 137 млн. рублей. Чуть больше половины этой суммы достанется Йошкар-Оле. Свой вклад внесут также республиканский и муниципальный бюджеты, планируется привлечь и средства населения (пусть даже символические суммы).
Финансирование проекта «Формирование комфортной городской среды» в Йошкар-Оле
137 млн. руб. выделено Марий Эл из федерального бюджета
Около 70 млн. руб. из этой суммы получит Йошкар-Ола
+ 15 млн. руб. из республиканского бюджета
+ 4-5 млн. руб. из городского бюджета
+ личные средства населения (сумма не определена)
На помощь надейся, но и сам не плошай
Как бы трудно городу ни жилось, а инфраструктуру улучшать надо. И если своих средств на это не хватает, следует активнее добиваться помощи центра.
Так, жители Девятого микрорайона остро нуждаются в новой школе. А построить ее реально, лишь подключившись к соответствующей федеральной программе.
Расклад таков. Стоимость школы оценивается примерно в 400 миллионов рублей. Пока что речь идет о строительстве первой очереди: 20 миллионов рублей готов выделить городской бюджет, еще 180 планируется привлечь из федерального (софинансирование — 1:9). Сложно? Безусловно. Но надо сделать все, чтобы эти планы сбылись.
Теперь о других проектах. По словам мэра, в этом году будут достраиваться микрорайоны Спортивный и Молодежный. В той же части столицы дорожникам предстоит ввести в строй вторую очередь проспекта 70-летия Победы.
А вот в другом конце города - на улице Анникова — планируется реконструировать систему канализации. Нынешняя со своей работой уже не справляется.
Обновление дорог идет трудно — в прошлом году удалось отремонтировать с заменой покрытия 11 км (всего на балансе города числится 239,6 км). Увы, муниципальный дорожный фонд мизерный — 47 млн. рублей. Так что без помощи республиканского бюджета не обойтись.
В заключение — о точечной застройке. Еще не так давно она широко практиковалась, вызывая многочисленные жалобы жильцов. Однако теперь, по словам Евгения Маслова, с нею покончено. Ну и слава богу!
http://www.marpravda.ru/news/gorod/mer-yoshkar-oly-povedal-kak-gorod-budet-borotsya-s-trudnostyami/