Разговоры о том, что Йошкар-Ола может остаться без троллейбусного транспорта, идут уже не первый год, но в последнее время ситуация накалилась до предела. Больше 180 миллионов долгов, накопленных муниципальным предприятием «Троллейбусный транспорт» только перед налоговиками и энергетиками, делают перспективу полной остановки троллейбусов пугающе реальной. УФНС по Марий Эл еще в декабре прошлого года подало в суд иск о признании МП «ТТ» банкротом, а ТНС энерго Марий Эл
в феврале-марте предлагает начать ограничения потребления электроэнергии.
Последствия от потери троллейбусного транспорта для горожан могут быть самыми плачевными, ведь даже сейчас в часы пик не всегда легко вовремя добраться в нужное место марийской столицы.
Лишиться, пожалуй, наиболее стабильного и четко придерживающегося графиков экологически чистого, комфортного и наиболее безопасного транспорта для многих жителей Йошкар-Олы сродни катастрофе. Но разговоры о том, что предприятие надо спасать, и меры, принимаемые на разных уровнях, пока, по всей видимости, не дают нужного результата.
Уже предупреждали
Похожие ситуации уже были, только суммы долгов фигурировали поменьше. Например, еще в 2014 году предприятие накопило около 40 миллионов рублей долгов за электроэнергию, и энергосбытовая организация, чтобы получить деньги, также как и сейчас предупреждала о грядущем ограничении потребления. Дела у троллейбусного предприятия в это время шли тоже неважно, и меры для спасения МП «ТТ» принимали даже на уровне республики.
Летом того года «Марийская правда» писала, что «троллейбусный транспорт в Марий Эл в последние годы столкнулся с серьезными трудностями. В связи с появлением большого числа частных перевозчиков на рынке пассажирских перевозок возросла конкуренция, соответственно, снизилась рентабельность предприятия. Систематические долги перед поставщиками электроэнергии повлекли за собой ограничения энергоснабжения и, как следствие, частые остановки движения».
О закрытии предприятия речь не шла. Напротив, в том же году была начата программа обновления подвижного состава МП «ТТ». Кроме того, правительство Марий Эл заверило, что по соглашению возьмет на себя погашение 28 миллионов рублей задолженности троллейбусного предприятия перед энергетиками. Но дальнейшая судьба МП «ТТ» уже зависела от эффективности работы руководства предприятия и всего трудового коллектива.
Новинки и проекты
О некоторых вехах дальнейшего развития ситуации известно многим горожанам.
Так, в следующем, 2015 году, мэрия Йошкар-Олы решила разработать новую маршрутную сеть в городе, чтобы оптимизировать пассажирские перевозки. Правда, приоритет в новой маршрутной модели предполагалось отдать автобусам большой вместимости. Тендер на проведение исследований выиграло пермское "Агентство дорожной информации РАДАР". Работа стоила 5 миллионов 600 тысяч рублей. Завершили ее на следующий год, но троллейбусному предприятию это, по всей видимости, не помогло. Возможно, ситуация для него могла бы измениться к лучшему, если бы ставка в городских пассажирских перевозках была сделана на экологически чистые троллейбусы?
Существенно не изменила ситуацию и новая техника, и ноу-хау. Одно такое чудо техники пустили по маршруту №10 прошлой зимой. Оснащенный специальной системой транспорт при торможении сам вырабатывал электричество, позволяя экономить до 10 процентов энергии.
Выросла стоимость проезда – с этого года билет на поездку в троллейбусе стоит уже 18 рублей. Проездной подорожал до 750 рублей.
Льготники, которые раньше не платили за проезд, или покупали проездные дешевле, теперь приобретают их за ту же цену, что и все.
Рекламу можно увидеть, пожалуй, на каждом троллейбусе, что тоже приносит предприятию какие-то деньги.
Пожалуй, чаще стали видны контролеры, проверяющие наличие билетов у пассажиров.
Но ситуация с долгами к лучшему не изменилась, а «терпение» организаций, которые из года в год не могут получить деньги от предприятия, похоже, закончилось.
Радикальные меры
В конце прошлого года УФНС России по Марий Эл подала в арбитражный суд РМЭ иск о признании йошкар-олинского муниципального предприятия «Троллейбусный транспорт» банкротом.
МП "ТТ" задолжало налоговикам почти 100 миллионов рублей по обязательным платежам. Сюда вошли взносы на страховую часть трудовых пенсий (72 миллиона 300 тысяч рублей), взносы на обязательное медицинское страхование (15 миллионов 735 тысяч рублей) и другие платежи.
Никуда не делись и долги перед энергетиками, даже, наоборот, увеличились. По данным на 15 февраля МП «ТТ» задолжало уже 80,6 миллиона рублей за электроэнергию. Руководству ПАО «ТНС энерго Марий Эл» ничего не оставалось делать, кроме как вновь уведомить руководство предприятия о том, что его ждет ограничение энергоснабжения.
И дело не только в том, что вовремя платить по счетам – это требование закона, но и том, что крупные долги предприятий за электроэнергию угрожают надежности энергоснабжения всей Марий Эл. Если ТНС энерго Марий Эл вовремя не перечислит деньги за потребленную электроэнергию ее производителям, срыв сроков оплаты может привести к перебоям в поставках этого вида ресурса.
Энергетики предложили МП «Троллейбусный транспорт» начать с частичного самоограничения 27, 28 февраля и 1 марта с 09:00 до 12:00. В случае отказа от такой меры гарантирующему поставщику придется ограничить энергоснабжение в те же дни, но с 13:00 до 16:00. Пока запланировано отключить две тяговые подстанции в Заречной части марийской столицы и в поселке Медведево в то время, когда пассажиров перевозится меньше всего.
Меры крайние, но долг МП «Троллейбусный транспорт» уже превысил восемь периодов потребления. Если МП «ТТ» не погасит задолженность, то, по словам управляющего директора ПАО «ТНС энерго Марий Эл» Андрея Шалиткина, возможно, будет инициирована процедура полного ограничения энергоснабжения.
Возможность спасти МП «ТТ» есть?
На недавней пресс-конференции в администрации Йошкар-Олы мэр города Евгений Маслов признал, что дела у МП «ТТ» идут далеко не блестяще, однако заверил, что возможности спасти предприятие есть. И процедура банкротства, если она все-таки будет введена, должна закончиться не ликвидацией, а оздоровлением предприятия.
Помочь, по мнению мэра, может увеличение стоимости билетов, сокращение штатов, избавление от непрофильных активов и другие меры.
За 2016 год предприятие уже смогло уменьшить свои расходы на 50 миллионов рублей. Однако возможности погасить или хотя бы уменьшить долги МП «ТТ» так и не смогло. А ждать еще несколько лет, надеясь, что предприятие, в конце концов, все-таки заплатит по счетам, поставщики попросту не могут. И так их многолетнему терпению можно позавидовать.
Например, в соседней Чувашии Новочебоксарское троллейбусное управление с 15 февраля ограничили в потреблении электроэнергии за долг перед энергетиками всего в 5 миллионов рублей. Как сообщают местные СМИ, остановилось движение более 120 рейсов на 4 маршрутах. Чтобы выйти из создавшегося положения, руководство новочебоксарского предприятия намерено экономить, сократив поездки по убыточным маршрутам во время, когда пассажиропоток наименьший, оптимизировать штат, исключить дублирование троллейбусных маршрутов автобусами, рассмотреть возможность введения льготных тарифов.
Как рассказали "Марийской правде" в пресс-службе мэрии Йошкар-Олы, в случае введения ограничения энергоснабжения схемы движения троллейбусных маршрутов будут скорректированы, и соответствующая информация будет размещена на официальном сайте администрации города и МП "Троллейбусный транспорт".
В настоящее время мэрия при содействии Правительства Марий Эл взаимодействуют с ПАО "ТНС энерго Марий Эл" в вопросе по урегулированию сложившейся ситуации.
http://www.marpravda.ru/news/gorod/situatsiya-nakalilas-yoshkar-ola-ostanetsya-bez-trolleybusnogo-transporta/