Юрий Иванович Лукьяненко - выпускник Черниговского высшего авиационного училища, подполковник военно-воздушных сил, летчик 1-го класса, летавший на истребителе–бомбардировщике.
Жил полётами
Не так давно в нашей газете была опубликована заметка о прошедшем в Урвани турнире по вольной борьбе среди школьников, посвященном памяти Юрия Лукьяненко.
Сегодня мы расскажем об этом человеке. Юрий Иванович Лукьяненко - выпускник Черниговского высшего авиационного училища, подполковник военно-воздушных сил, летчик 1-го класса, летавший на истребителе–бомбардировщике. Он был опытным военным летчиком, летал на 16 типах самолетов, служил в разных регионах СССР, в том числе и в Забайкальском округе, где он за 3 года прошел путь от командира звена, начальника разведки полка до старшего инспектора-лётчика авиационного корпуса.
Юрий был принят в редкую касту лётчиков-инспекторов, которым позволялось в один день летать на трёх разных типах самолетов.
В 1985 году воинская часть Юрия была передислоцирована в Нальчик, где он прослужил три года, а затем был переведен во Львов.
Находясь в очередном отпуске, Лукьяненко решил разведать перспективы в гражданской авиации и наведался к командиру Нальчикского авиаотряда Хаути Метову. Тот сразу пообещал ему место заместителя по безопасности, а в будущем – должность командира пассажирского Ту-154.
В 1988 году шли активные переговоры о приобретении двух машин. В расчёте на это в сорок лет подполковник Лукьяненко стал гражданским. Ему была выделена комфортабельная "трёшка" в Нальчике, а пользовался он ею только до того момента, как построил дачу за посёлком Урвань.
Но с развалом СССР все предварительные договоры Нальчикского авиаотряда, в том числе и на поставки "Тушек", были аннулированы. И хотя командир отряда выполнил обещание взять его замом, должность без полётов была для боевого лётчика мучительным времяпрепровождением. Смотреть, как летают другие, он не мог и не хотел.
Увидев случайно кружащий над Котляревкой легкомоторный самолёт, Юрий тут же приехал на место и познакомился с коллегой, Анатолием Балуевым. И начался новый период в жизни лётчика. На восстановленных двух самолетах "Супер Аеро" команда из восьми человек начала нелегально летать по всей стране. Маршруты прокладывали по административно-политическим картам, на низких высотах, недоступных радарам. В конце концов всё это всплыло, и полёты были запрещены.
Но летать Юрий не прекратил. На легкомоторном самолётике он поднимался в воздух и облётывал окрестности Урвани. Во время праздничных мероприятий в селе Юрий Иванович непременно появлялся на своей "Сигме-4" и кружил над местом проведения праздника.
25 июня 2017 года Юрий Лукьяненко ушёл в свой последний полёт. Свидетелем трагедии оказался пастух, видевший, как самолет резко набрал высоту, затем перевернулся в воздухе и упал на землю. Лётчик сгорел вместе с самолетом.
Карина БЛИЕВА.