7 апреля 2022 г. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
Дмитрий Демешин провел в г. Бийске межведомственное совещание, в работе
которого участвовали работники Генеральной прокуратуры России, прокуроры
субъектов РФ в округе, губернатор Алтайского края Виктор Томенко,
заместители губернаторов, уполномоченные по защите прав предпринимателей
в субъектах РФ, представители хозяйствующих субъектов. На совещании
рассмотрен вопрос состояния законности и проблемы развития территорий с
преференциальными режимами осуществления предпринимательской деятельности.
Открывая совещание, Дмитрий Демешин подчеркнул, что в условиях
неблагоприятных внешнеполитических факторов, введенных против Российской
Федерации санкций, необходимо не допустить снижения темпов развития
отечественной экономики и особенно преференциальных территорий и
пригласил участников к конструктивному обмену мнений.
На совещании выступили губернатор Алтайского края Виктор Томенко,
министры экономического развития Республики Хакасия, Алтайского края и
Омской области, прокуроры Алтайского края, Республики Хакасия и Томской
области, другие должностные лица. Выступающие рассказали об опыте
организации деятельности территорий с преференциальными режимами
осуществления предпринимательской деятельности, сообщили о принимаемых
мерах по созданию условий для их развития, поддержке резидентов.
Прокуроры поделились наработками в сфере осуществления надзорной
деятельности в данной сфере.
В Сибирском федеральном округе функционируют 5 особых экономических зон
в Алтайском и Красноярском краях, Иркутской, Омской и Томской областях,
а также 15 ТОСЭР в Республике Хакасия, Алтайском и Красноярском краях,
Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях.
В своем выступлении Дмитрий Демешин отметил, что "запланированные
показатели деятельности по числу привлеченных резидентов, объемам
произведенных инвестиций и полученной выручки, количеству созданных
рабочих мест не достигнуты. Одним из серьезных препятствий для создания
эффективного развития ОЭЗ и ТОСЭР является издание органами власти и
местного самоуправления нормативно-правовых актов, ущемляющих права
резидентов".
Так, прокурорами Кемеровской области – Кузбасса, Республики Хакасия
оспорены незаконные нормативные правовые акты по вопросам льготного
налогообложения резидентов, осуществления в отношении них муниципального
земельного контроля и регионального государственного надзора,
распространения на используемые резидентами земельные участки требований
градостроительных регламентов.
Демешин Д.В. обратил внимание органов власти и местного самоуправления
отдельных регионов, ненадлежащим образом осуществляющих полномочия по
обустройству инфраструктуры территорий ОЭЗ и ТОСЭР. Так, потребовалось
вмешательство прокуроров Красноярского и Алтайского краев для понуждения
органов власти, местного самоуправления и управляющих компаний для
обеспечения территорий ОЭЗ "Красноярская технологическая долина" и
"Бирюзовая Катунь" необходимой инфраструктурой, повышения эффективности
функционирования ТОСЭР "Железногорск".
Подводя итоги состоявшегося обсуждения, Демешин Д.В. остановился на ряде
моментов. В частности, от подчеркнул, что проблемы развития ОЭЗ и ТОСЭР
с учетом сложившейся ситуации требуют активизации и усиления
межведомственного взаимодействия. Предметом пристального внимания
прокуроров должны оставаться вопросы соблюдения прав резидентов
преференциальных территорий на получение гарантированных государством
мер финансовой и налоговой поддержки, государственных и муниципальных
услуг, отсутствие какого-либо давления на бизнес со стороны органов
власти и органов правоохраны, контрольно-надзорных органов.
Обратил внимание на необходимость систематического мониторинга средств
массовой информации и других источников, получения данных Уполномоченных
по защите прав предпринимателей об обращениях хозяйствующих субъектов,
проведения личных приемов резидентов. Потребовал принципиальной оценки
деятельность контрольно-надзорных органов в части административного
давления на предпринимателей, в том числе с учетом действующих
ограничений в контрольной деятельности.
По итогам состоявшегося обсуждения принят комплекс мер, направленный на
решение поставленных задач.
Подготовлено Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.