"…Только-только закончила она Астраханское культпросветучилище и была распределена в Каралат, казавшийся ей тогда чуть ли не краем света, - так писала о ней районка в 1994 году. - С тех пор минуло более двадцати лет, а улыбка и лучезарное свечение глаз остались у нашей героини прежними. Впрочем, не только улыбка, но и - самое важное! — голос. Великолепный, звонкий, молодой…"
По роду своей деятельности мне часто приходится освящать различные районные мероприятия. И когда случается, что в концертной программе принимает участие эта женщина с ее приятной манерой пения, откровенно наслаждаюсь и стараюсь всегда задержаться подольше, чтобы застать ее выступление.
К женскому дню мне захотелось вновь написать об этой замечательной артистке и человеке, я встретилась с певицей за кулисами районного Дома культуры после очередного праздничного концерта.
О своем пути к песенной карьере Тамара Алексеевна рассказала скромно. Родилась и росла в селе Богородское Хабаровского края, на берегу могучей реки Амур. Самые яркие ее детские воспоминания связаны именно с малой Родиной: "Зимой - сугробы, метели, снега наметало по самую крышу дома, так что приходилось прорубать проходы и ступени, лес, тайга кругом, лыжи, коньки, салазки… Весной – шумный, коварный Амур, ледоход на реке. Лед взрывали, а люди толпились на берегу и смотрели, как огромные льдины, сталкиваясь друг с другом, устремляются по течению вниз. Летом – сопки, цветущий благоухающий багульник… Красота непередаваемая!"
В Камызяк семья Тамары переехала в 1957 году, когда ей было десять. Как призналась артистка, петь она начала очень рано. Начиналось все с хора Пятницкого, который часто пел по радио. Поразила популярнейшая песня тех лет "Ой, цветет калина в поле у ручья…" Тамара знала весь репертуар знаменитого хора. Петь в их доме любили. Хороший голос был у мамы, Галины Тихоновны, пели и сестры — Аля, Ирина, Наташа. Конечно, тогда она еще не помышляла о сцене серьезно. Но в школе пение и спорт были на первом месте: Тамара активно участвовала в художественной самодеятельности, занималась гимнастикой. После восьмилетки решила учиться петь профессионально, поступила в культпросветучилище. Хорового отделения не было, подала документы на хореографическое.
По окончании училища по распределению отправилась в Каралат. Там к тому времени построили новое здание Дома культуры, директором работала жена председателя колхоза Мария Филипповна Афанасьева. Начинала руководителем танцевального коллектива (впоследствии дошла до директора). И закрутилась-завертелась клубная жизнь: пела, танцевала, в сценках выступала. Смотры, конкурсы, агитбригады, поездки… Хор в селе был большой, даже председатель колхоза и парторг пели в нем. Впервые Тамара Алексеевна удостоилась звания лауреата на Первом Всероссийском смотре-конкурсе художественной самодеятельности, проходившем в Куйбышеве (ныне Самара). А этому предшествовали отборочные смотры художественной самодеятельности - сначала по селам, потом - районный и областной.
Очень тепло отзывается артистка о Геннадии Гордееве, каралатском баянисте и композиторе. Именно с его подачи зазвучали в ее устах заливистые "мордасовские" частушки. "У тебя народный голос", - поставил он свой вердикт. Но пела она не только народные песни и частушки, но и военно-патриотические, эстрадные.
Там же, в Каралате встретила артистка свою любовь на всю жизнь. Каралатский парень услышал, как поет Томочка. Перед её красотой и талантом колхозный шофер не смог устоять – предложил руку и сердце. И с тех пор радости и невзгоды они делили вместе, без малого сорок лет. Много хороших воспоминаний молодости связано именно с этим селом.
Переехав в 1973 году в Камызяк, вновь с головой окунулась в творческую и концертную жизнь. Старый районный Дом культуры на все праздники был полон до отказа и просто трещал по швам. В те годы клубная жизнь кипела: театральные постановки, танцы, пение, игра на музыкальных инструментах - чего только не было. Репетиции в будни, концерты в выходные.
Тамара Алексеевна в творчестве примерила на себя разное амплуа: была и музыкальным руководителем в детском саду "Чебурашка", хореографию в школе искусств вела, работала завучем в музыкальной школе. Но и продолжала с концертами выступать.
Награда и признание нашли мою героиню. Долгий тернистый путь прошла она, чтобы однажды стать Заслуженным работником культуры Российской Федерации, дни и годы были насыщены упорным трудом. Об этом свидетельствуют многочисленные дипломы, свидетельства, грамоты, знаки лауреата... Доярки, механизаторы, шофера, учителя, рыбаки были в советские годы основной аудиторией самодеятельных артистов. Летом выступали прямо в поле, перед тружениками колхозов и совхозов, зимой - в красных уголках ферм и животноводческих комплексов, систематически выпускали стенную газету или боевые листки.
С годами озорная девчонка превратилась в степенную женщину, но все так же продолжала радовать своими песнями и дарить тепло. Только пела всё больше песни распевные, протяжные, лирические, песни о Родине, о женской доле, песни времен войны.
В последние годы Тамару Алексеевну все чаще видят в камызякском храме. Больше двадцати лет она несет клиросное послушание в церкви. Она уже не ищет признания, не ждёт высоких наград, живет спокойной жизнью прихожанки, поет в церковном хоре. Именно на клиросе, считает Тамара Алексеевна, раскрывается творческий потенциал, который Бог заложил. И это даёт силы преодолевать искушения, жизненные невзгоды и помогать тем, кто рядом. Она это прошла, потому как именно церковное песнопение помогло ей преодолеть семейные трагедии, когда один за другим в семье уходили в мир иной родные люди - сначала муж, потом сын.
Бог сам ее выбрал, направил на это дело, считает Тамара Крутова. "Иду мимо церкви, а ноги не идут дальше, тянет меня в храм, часами могла там стоять, и такая благодать на меня снисходит". Прекрасное и нелегкое дело - петь в храме. Церковное пение, признается женщина, давалось ей непросто, училась гласам, петь и читать псалтырь по-церковнославянски. К примеру, пасхальные стихиры долго не запоминались, но она упорно заставляла себя учить. Не все люди, поющие в церковном хоре, подобрались из числа профессионалов, кто-то самоучка, полумузыкант, другие умеют ловить на слух и неплохо воспроизводить мелодию. Но в целом получается душевно. Сегодня без певчих не проходит ни одна церковная служба. Руководит этим хором Тамара Алексеевна.
Свой возраст моя героиня не скрывает, ей уже перевалило за семьдесят. Подводя некоторый итог жизни, говорит, что жизнь прожила хорошую. "Много было на моем пути творческих, одаренных людей, которые помогали мне, - рассказывает она. - Добрыми словами вспоминаю всех, с кем мне довелось вместе работать, петь. Замечательные люди, отличные музыканты, артисты. Я очень часто слышу, как обо мне говорят: вроде бы уже в годах, а голос молодой. На это всегда отвечаю: "Бог дал!" Таланты нам даются свыше, только нужно правильно реализовать свой потенциал".
После беседы, покидая Дом культуры, столкнулась в дверях со своей знакомой. Узнав, что общалась с Тамарой Крутовой, она спросила меня: "Ну как, почувствовала тепло?" А ведь и правда, она заряжает добром, согревает душевным теплом и радостью.
"Её голос радует всех
приходящих в храм"
"Тамара Алексеевна пришла к нам в храм трудиться двадцать лет назад, на постоянной основе начала свой путь певчей в церковном хоре в 2003 году. Она часто говорила, что ей было очень непросто петь на клиросе, потому что привыкла выступать сольно, а исполнение второй партии требовало перестройки голоса. Годами, призналась Тамара Алексеевна, она учила дома с инструментом правильность исполнения. По прошествии лет Тамара Алексеевна стала псаломщицей - руководителем левого хора храма.
Отдаю должное, ей приходилось многое постигать, заниматься самообразованием. И ей это удалось! За все прошедшие годы Тамара Алексеевна пришла к выводу, который стал её стойким убеждением, что храм для неё - главное в жизни. Серебряный голос регента левого хора радует всех приходящих в храм".
Галина Пидлуская, супруга настоятеля камызякского храма Смоленской иконы Божией Матери
"Когда она поёт, я плачу"
"Когда были с братом маленькие, мама часто выезжала с концертами, папа работал, ну а мы "кочевали" по бабушкам. Подросла, и мама стала брать меня с собой. Я не только со стороны наблюдала, как она поет, но, бывало, и выступала вместе с ней. У нас в семье творчества с избытком. Отец работал в газовой службе, а там каждый год устраивали смотры-конкурсы семейных художественных ансамблей. И у нас ансамбль подобрался: мы всей семьей, мамина сестра с мужем, ее дети. Кто на балалайках, кто на баянах, а мы с мамой пели. Наш род музыкальный, собираемся большой дружной семьей, на всякие мероприятия сценарии готовим, кто поет, кто играет. Все у нас творческие люди, начиная от маминых родителей и заканчивая детьми и внуками. Думаю, от мамы мне все же передалась тяга к творчеству – люблю организовывать праздники, особенно детские. Мне всегда нравилось, когда мама выступает на сцене. Она дома репетирует и поет: "Алексей, Алешенька, сынок…", а я хожу и плачу. Сегодня она много поет духовных песен, не менее трогательных. Папа очень любил, когда мама пела, всегда говорил: "Моя Тамара лучше всех".
Ольга Зубкова, музыкальный руководитель
детского сада, дочь Т.А. Крутовой