Что такое профессия продавца, она знает с детства – ее мама 13 лет стояла за прилавком в сельмаге села Чапаево, где прошли ее юные годы. Затем семья перебралась в Камызяк, здесь девушка окончила школу (лицей № 1) и поступила в сельхозколледж – на финансиста. Получив диплом, работала в общепите – администратором сначала в кафе "Рыбак" (микрорайон Мелиоративный), затем в кафе "Мир" (Табола). Приходилось работать по вечерам, а то и до поздней ночи, что не очень нравилось мужу Елены Александру. Уволилась, какое-то время сидела без работы. Однажды Пановы услышали, что в Мелиоративном продается небольшой торговый киоск. Подумали, взяли кредит и - купили вагончик! Так появился их первый магазин…
Сегодня их уже три, на подходе – четвертый (о нем скажем позже, "под занавес"). С чего начинала? Взяла товар на оптовке, всего по чуть-чуть – пять пачек чая, пять баночек майонеза и т.д. Наценку большую не делала, товар моментально раскупили. Покупатели приходили, разочарованно оглядывали полупустые полки и покидали киоск. Это был первый урок, после чего Елена сделала вывод: товар всегда должен быть в ассортименте, а еще - свежим и недорогим, тогда и люди потянутся.
Через два года из киоска переехали в капитальное здание – построили кирпичный магазин. Затем открыли еще один в том же микрорайоне, а в прошлом году взяли в аренду торговый павильон на остановке в Таболе. "Сначала я сомневалась, стоит ли его открывать. Изучили местный спрос, всё взвесили и… не ошиблись! Люди в Таболе замечательные – добрые, душевные, отзывчивые, общительные. У нас сразу появилось много постоянных клиентов, девчата записывают пожелания, принимают заказы, и народ идет к нам очень активно. Везем то, что просят люди. Ставку делаем на товары повседневного спроса, желательно недорогие. Порой отпускаем в долг – кризис на дворе все-таки… С супермаркетами нам соревноваться трудно, да мы и не ставим пока такой задачи. Наши торговые точки – это так называемые магазины "шаговой доступности".
Впрочем, новый – четвертый по счету – магазин четы Пановых будет принципиально иным по своей концепции. Этой осенью в микрорайоне Южный они планируют открыть двухэтажный современный мини-маркет, там будет действовать система самообслуживания, как в крупных торговых сетях. Сподвигли их на этот проект деловые партнеры – крупная торговая компания "Метро", в которой они закупают товар. "Каждое утро, в четыре утра Александр отправляется в Астрахань, в "магазин для магазинов". Моя задача – собрать заявки на товар, также на мне вся бухгалтерия. Мне в этом помогает сестра Альбина. Муж не раз уже ездил на семинары, которые проводит "Метро", в том числе, например, проходил обучение по внедрению в практику работы онлайн-касс. В какой-то момент мы решились приобрести франшизу (готовую бизнес-модель – ред.) этого известного бренда, взяли очередной кредит и построили магазин. Сейчас идет подготовка к его открытию, надо установить оборудование, обучить персонал и т.д. Дел много. Не так-то просто наладить эти самые онлайн-кассы – то Интернет "висит", то программа не загружается… Удается ли отдыхать, ездить в отпуск? Нет, времени на отдых нет. В прошлом году мы возили дочь в Ставрополь, где она поступила в медицинский вуз, и на обратном пути заехали на три дня в Анапу. В позапрошлом году я ездила с детьми (у нас еще есть сын-одинадцатиклассник) в Крым. Всё свободное время отнимает работа. Правда, есть еще хобби – я развожу цветы в палисаднике, а у мужа любимое занятие в свободное время – это рыбалка".
Не мог я не спросить у Елены ее мнение по поводу качества обслуживания в камызякских кафе: "Уровень сервиса в камызякских магазинах по большей части вполне достойный, а вот "ресторанный бизнес" пока хромает – по сравнению с астраханскими заведениями. Почему?"
"Мне кажется, сами камызякцы в этом виноваты. Попытки открыть в нашем райцентре хороший ресторан уже были – тот же "Мир", но местный народ не готов туда ходить, что-то заказывать, а если и идут, то "со своим". Неплохо востребованы банкетные залы, но рестораны у нас открывать пока рано".
Завершить статью хочу словами начальника отдела экономического развития районной администрации Людмилы Борисовны Ермаковой, которая и посоветовала мне рассказать со страниц газеты о супругах Пановых: "Это предприниматели социально ориентированные, они активно откликаются на просьбы властей оказать помощь в проведении различных городских и районных мероприятий, за что им большое спасибо".