Родина… Она в душе каждого человека! С родиной связана судьба нашей жизни, нашего дальнейшего нелёгкого пути. Учитель - это патриот своего дела, он передаёт все свои знания ученикам, принося огромный вклад в развитие своей страны, государства. Это они, замечательные люди, открывают детям дорогу во взрослую жизнь, тем самым отдавая своим ученикам частичку души.
Учитель… Сколько педагогов встретил каждый из нас за годы своей школьной жизни! Но кто же оставил самый неизгладимый след в сердцах своих учеников? Конечно, все они - учителя по призванию, как говорится, от Бога.
Наверное, только с возрастом начинаешь задумываться и ценить, какое великое счастье для человека встретить в годы формирования личности настоящего педагога. Учителя с большой буквы. В нашей школе работает такой человек с многолетним стажем, мудрый наставник – учитель физики Арбузов Владимир Николаевич. Именно он стоял у истоков рождения нашего славного лицея. Владимир Николаевич на протяжении многих лет делится своими знаниями.
Его имя знакомо не понаслышке многим, ведь не одно поколение учеников нашего города воспитано талантливым педагогом Владимиром Николаевичем. Он человек неординарный, обладающий тонким чувством юмора, умеющий найти подход к каждому ученику, всегда стремящийся помочь в преодолении задач, физических и жизненных. А сейчас его бывшие ученики, а ныне взрослые папы и мамы, с благодарностью приводят уже своих детей именно в нашу школу в надежде на поддержку, индивидуальный подход, любовь и, конечно же, знания, освещенные этой любовью. И это действительно так. Быть учителем – это призвание. Это значит снова и снова проживать детство с каждым ребёнком, видеть мир его глазами.
Арбузов Владимир Николаевич родился в 1950 году, рано остался без родителей, воспитывался дедушкой и бабушкой. В 1957 году пошел в школу и окончил 10 классов Камызякской средней школы в1967 году. Педагогическое образование получил в нашем родном АГПИ им. С. М. Кирова по специальности учитель физики и математики. В августе 1972 году вернулся в родную школу и стал работать учителем физики и астрономии. Уже с начала трудовой педагогической деятельности молодого учителя отличали любовь к детям, профессионализм, умение работать в команде, целеустремленность и удивительная работоспособность.
Думаю, именно за эти качества в 1985 году руководство нашего района назначило Владимира Николаевича Арбузова директором КСШ № 3. С особым волнением рассказывает Владимир Николаевич о строительстве в 1988 году нового здания. 6 марта состоялось долгожданное открытие школы, которая в 1993 г. под руководством Владимира Николаевича стала первым инновационным учреждением нашего Камызякского района и получила новый статус - "Районная школа-лицей № 3". Именно тогда были открыты два лицейских (8-й и 10-й) класса физико-математического профиля, а к 1998 году число лицейских классов увеличилось до восьми. В том же году наше учреждение было переименовано в "Лицей № 1 г. Камызяк".
Под умелым и опытным руководством Владимира Николаевича лицей в течение 17 лет выпустил не один десяток талантливых и успешных учеников, стал инновационным учреждением в образовании нашего района. Ученики нашего лицея достойно продолжают представлять наш район на различных областных, всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах, становясь победителями и призерами разного уровня и продолжая славные традиции.
Несомненно, что успех наших учеников обеспечен работой таких талантливых педагогов, как В.Н. Арбузов. Изучение точных наук всегда с трудом дается людям с гуманитарным складом ума. Одной из таких наук является физика. В воспоминаниях выпускницы читаю: "Именно этот предмет мне посчастливилось изучать у Владимира Николаевича". Думаю, что слово "посчастливилось" было употреблено отнюдь не случайно. Будучи талантливым педагогом с огромным преподавательским стажем, Владимир Николаевич не мог не заинтересовать учеников своим предметом, пусть и довольно сложным и, казалось бы, доступным только людям технического мышления.
В чем же причина его профессионального успеха? Сам он отвечает, что это просто удача, но все, кто близко знает Владимира Николаевича, добавляют - необычайная работоспособность и любовь. К своему делу, ученикам, ко всему, что интересно и необычно, к жизни.
На уроках Владимира Николаевича никогда не скучно. Проведение различных опытов и лабораторных работ, черчение схем и выведение физических формул навсегда остаются в памяти детей. Его ученики на уроках и дополнительных занятиях глубоко вовлекаются в выполнение заданий, проводят собственные исследования. Свой предмет он не просто знает и любит, но и делает все, чтобы ученики тоже его полюбили и узнали как можно лучше. Его уроки – это удивительные путешествия, в которых не замечаешь, как летит время, а ты уже успел обойти весь земной шар, открыл новые материи и свойства. Доказательством этого являются творческие проекты учеников Арбузова В.Н., очень интересные и практические, и отклики родителей учеников.
Владимир Николаевич справедливо считает, что организация исследовательской деятельности учащихся – это организация обучения самостоятельной деятельности и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки традиционного школьного обучения. А ведь открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире. Исследования педагогической деятельности В. Н. Арбузова показали высокую мотивацию учащихся к изучению предмета, а грамоты и дипломы победителей доказывают высокое качество преподавания.
Профессию учителя Владимир Николаевич выбрал сознательно. На вопрос: "Почему выбрали именно эту профессию?", он ответил: "Меня обучали прекрасные педагоги: Михеева С.Н., Потеева З.К., Литвинова А.П., Карнаухова Т.Г., Захарова Р.А., Вакуленко К.К., Трещилина Т.К. и конечно, учитель физики Былин Е.С. Именно эти учителя привили мне любовь к знаниям, открыли интерес к работе с детьми, ученическим коллективом. Именно старшие коллеги увлекли физикой: интересные задачи, физические опыты, экскурсии по звездному небу, дух соревнований и повлияли на выбор профессии. Придя в педагогический коллектив начинающим учителем, сразу почувствовал внимание и помощь коллег. Евгений Сергеевич "пестовал" меня, поддерживал во всех начинаниях, помог стать настоящим учителем. Я очень благодарен за эту поддержку своим наставникам и коллегам: Былину Е.С., Северову В.О., Шумайкиной Н.А., Поповой С.Ф., Феклистовой Г.А., Михеевой С.Н.".
Что же главное в воспитании личности ребенка? Владимир Николаевич считает: личный пример и индивидуальный подход к воспитуемому, а далее… "все по Макаренко и Сухомлинскому".
Как классный руководитель, с теплотой и любовью вспоминает Владимир Николаевич свой первый выпуск (в классе было 36 детей), который в 2015 г. отметил 40-летие со дня окончания школы. Среди них есть талантливые и известные ученики: Кравцова Наталья (ученый, Тимирязевская Академия), Боева Надежда (преподаватель МГУ им. М. Ломоносова), Жуков Владимир, Иноземцев Александр – известные хирурги.
Владимир Николаевич всю жизнь занимается самообразованием, состоит в сетевых сообществах "Открытый класс", "Первое сентября". Его ученики являются неоднократными победителями районных научно-практических конференций, принимают активное участие в открытом заочном конкурсе "Смекалка", олимпиадах по физике "Экспресс-интеллект". Ежегодно ребята представляют свои научно-исследовательские работы на предметной неделе.
Восхищаться таким учителем можно бесконечно и, наверное, не хватит слов, чтобы перечислить все достоинства этого человека. Владимир Николаевич любит поэзию В. Маяковского, что подчеркивает индивидуальность и тонкий ум интересного человека. Именно такие, как он, внимательные, чуткие, терпеливые, способные подсказать как детям, так и родителям, должны работать в школе.
У Дмитрия Лихачева есть такие строки: "Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы". Эти строки как нельзя лучше характеризуют труд Арбузова Владимира Николаевича.
Каким должен быть учитель сегодня? Мы часто задаем этот вопрос. Современный учитель должен представлять из себя сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения. Он не должен нести только своё видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Думаю, что таковым является Владимир Николаевич. Он признанный мастер своего дела, уважаемый коллегами и родителями человек.
Владимир Николаевич – прекрасный семьянин, любящий отец и заботливый дедушка. Его супруга Валентина Васильевна тоже много лет работает учителем математики. Вместе они воспитали двух прекрасных сыновей.
Честность, доброта и отзывчивость Владимира Николаевича привлекают к нему людей. Именно эти качества ценит он в коллегах. Путь к педагогическому мастерству, по словам Владимира Николаевича, в учебе вместе с учеником и в удовлетворенности правильным выбором профессии. Пожалуй, лучшая награда для учителя – это признание учеников, а признанием общественностью его профессионализма стали Почетная грамота Министерства Образования РСФСР, звание "Отличник народного просвещения", "Орден Отечества II-й степени", нагрудный знак "Почетный гражданин г. Камызяк". Это достойные награды для учителя, всю душу и сердце вкладывающего в обучение и воспитание подрастающего поколения, педагога, которому говорят спасибо за титанический труд и нравственное величие, преданность однажды выбранной профессии.