В последний день зимы в Камызяке прошел районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2019". В районную библиотеку пришли и приехали 36 учеников из шестнадцати школ нашего района – победители отборочных внутришкольных конкурсов.
Автору этих строк удалось совместить две роли – журналиста и члена жюри. Вместе со мной выступления подростков оценивали руководитель районного методобъединения учителей-филологов, учитель русского языка и литературы КСОШ № 4 Алла Юрьевна Круглова и директор Камызякской межпоселенческой библиотеки Людмила Валентиновна Лоскутова. Вела конкурс специалист отдела образования Жанна Викторовна Муканова.
Конкурсанты должны были наизусть прочесть отрывок из прозаического произведения, которое не входит в школьную программу по литературе. Им разрешалось использовать музыкальное сопровождение, декорации и костюмы. Забегая вперед, скажу – за редким исключением, этими дополнительными возможностями никто не пользовался. Между тем, баллов это прибавить могло.
Условия конкурса в чем-то были неравными - трудно соревноваться пятикласснику с без пяти минут выпускниками. Однако все выступают в одной "весовой категории".
На три часа мы погрузились в мир художественной прозы и театральной декламации. Дети старались – читали, как могли и как их научили. Ну и, конечно, природный дар тоже никто не отменял. Как сказал Пастернак, не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез. Эту сверхзадачу – добиться полного вживания в образ, максимально завладеть вниманием аудитории, чтобы слышно было, как муха летит – решили всего несколько человек. По положению, на областной этап от района едут три участника. Вот кого выбрало жюри (после некоторых дискуссий): Алина Акбаева (10 класс Раздорской СОШ, отрывок повести Альберта Лиханова "Голгофа"), Лейла Наурузова (10 класс лицея №1 г. Камызяк, отрывок рассказа Юрия Яковлева "Сердце Земли") и Арина Арбузова, (7 класс КСОШ № 4, отрывок романа Виталия Закруткина "Матерь Человеческая"). Все они набрали высшие баллы, но особо хочу выделить талант Арины Арбузовой. Ее выступление буквально потрясло слушателей – настолько глубоко она проникла в образ и эмоционально точно передала трагизм и неоднозначность сцены, выбранной для исполнения.
Пользуясь случаем, хотелось отметить еще ряд исполнителей, которые не вошли в тройку лидеров. Большинство читали "пафосные" произведения. Пятиклассница Марина Рагузова из Травинской школы ставку сделала на смех – представила в лицах (очень живо и весело) юмористический рассказ Виктора Драгунского "Если бы я был взрослым", вследствие чего сорвала бурные аплодисменты зала. Её сверстница из лицея Кира Леднева, читавшая зарисовку Карела Чапека "С точки зрения кошки", попыталась предстать в кошачьем обличье в прямом смысле – при помощи элементов костюма (ушки, хвост и т.п.). Как и в других конкурсах (музыкальных, танцевальных), здесь тоже превалировали девушки, представителей сильного пола можно было счесть по пальцам одной руки. Хочу отметить качественную, достойную работу самосдельского девятиклассника Михаила Холькина (он читал отрывок рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека"). Нельзя было не заметить красоту и силу выступлений лебяжинских и жан-аульских школьниц – понятно, что в этих школах преподают сильные педагоги-словесники.
Постарались все, но результат у каждого – свой. Нелегкое это дело – читать прозу (вспомните школьные годы, как вы мучились, уча "Степь" из "Тараса Бульбы" или стихотворения в прозе Тургенева…). Ребенок, который решился на такой шаг, уже заслуживает уважения.