Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

«Маяк дельты» - Сетевое издание

416340, Астраханская область, Камызякский район, город Камызяк, улица Максима Горького, дом 73, пом. 115
телефон: +7 (85145) 92705
e-mail: atrkam@bk.ru

Решение по гражданскому делу - апелляция

Информация по делу УИД 61RS0003-01-2023-004016-59 Судья Молошников В.Ю. дело № 33-18022/2024 № 2-3617/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2024 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Простовой С.В., Перфиловой А.В. при секретаре Сукаче И.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области в защиту интересов неопределенного круга потребителей к АО "Авиакомпания Азимут" о прекращении действия по навязыванию договоров страхования и иных платных услуг при покупке авиабилета дистанционным способом, по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области и Центрального Банка Российской Федерации на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2023 года. Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Роспотребнадзора по Астраханской области обратилось в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц потребителей к АО "Авиакомпания Азимут" о прекращении действия по навязыванию договоров страхования и иных платных услуг при покупке авиабилета дистанционным способом.

В обоснование требований указав, что в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) поступило информационное письмо Центрального Банка Российской Федерации "О мониторинге исполнения информационного письма по предустановленным согласиям на страховые услуги, из которого следует, что "с целью контроля совместно выпущенного информационного письма "О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг".

Службой проведен очередной мониторинг сайтов и мобильных приложений 26 компаний на предмет наличия/отсутствия автоматически предустановленного согласия на заключение договора добровольного страхования при попытке приобретения основной услуги. На сайтах и в мобильных приложениях 16 из 26 компаний установлено наличие автоматически проставленного согласия потребителя на заключение добровольного страхования. В этой связи Управлению выдано задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 апреля 2023 года в отношении АО "Авиакомпания Азимут". В ходе контрольного оформления авиабилета в авиакомпании АО "Авиакомпания "Азимут" на сайте https://azimut.aero/ru/ установлено, что у неопределенного круга потребителей отсутствует возможность отказа от заключения договора страхования, в связи с чем, потребители вынуждены терпеть убытки.

Управлением в отношении АО "Авиакомпания Азимут" было вынесено предостережение (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05 мая 2023 года) о недопустимости нарушения обязательных требований. АО "Авиакомпания "Азимут" при продаже авиабилетов дистанционным способом обусловливает приобретение авиабилета обязательным приобретением договора страхования, чем ущемляет права неопределенного круга потребителей, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области просило суд признать действия ответчика по автоматическому проставлению согласия за потребителей на подключение дополнительной платной услуги личного страхования и иных платных услуг, ущемляющими права потребителей, установленные законодательством о защите прав потребителей; обязать АО "Авиакомпания Азимут" прекратить противоправные действия по включению в договор авиаперевозки пассажиров условий, ущемляющих права неопределенного круга потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей; в соответствии со статьей 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случае удовлетворения искового заявления обязать АО "Авиакомпания Азимут" довести в установленный судом срок до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации по местам оказания услуг авиаперевозки пассажиров, в том числе по Астраханской области.

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования.

В обоснование жалобы повторяет доводы и основания обращения в суд. Выражает несогласие с оценкой данной судом представленным доказательствам. Настаивает на том, что услуги, оказываемые ответчиком, не предполагают альтернативы, и чтобы отказать от них, необходимо проделать ряд сложных действий. При этом формулировка сообщений с сайта ответчика побуждает пассажира к определенному выбору, выгодному ответчику. Кроме того, потребителю необходимо ознакомиться с условиями платных услуг в течение короткого периода времени.

Центральный Банк Российской Федерации в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы жалобы повторяют позицию относительно навязывания потребителю дополнительных платных услуг.

Определением судебной коллегии Ростовского областного суда от 22 апреля 2024 года решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2024 года определение судебной коллегии Ростовского областного суда от 22 апреля 2024 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

При новом рассмотрении в суде апелляционной инстанции, в возражениях на апелляционную жалобу АО "Авиакомпания АЗИМУТ" и АО "Альфа Страхование" просят решение суда оставить без изменения, настаивая на том, что ранее состоявшимся решением, вступившим в законную силу, действия ответчиков уже были признаны законными и обоснованными.

Дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Управление Роспотребнадзора по Астраханской области представило заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав лиц, явившихся в процесс, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Из преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" следует, что данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

На основании п. 1 ст. 10 ФЗ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с абз. первым п. 1 ст. 16 названного федерального закона недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, данным законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся, в частности, условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом, а также иные условия, нарушающие правила, установленные международными договорами Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (пп. 5,15 п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Как установлено судом и следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) поступило информационное письмо Центрального Банка Российской Федерации ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 24 марта 2023 года "О мониторинге исполнения информационного письма по предустановленным согласиям на страховые услуги", из которого следует, что "с целью контроля совместно выпущенного информационного письма "О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг", Службой проведен очередной мониторинг сайтов и мобильных приложений 26 компаний на предмет наличия/отсутствия автоматически предустановленного согласия на заключение договора добровольного страхования при попытке приобретения основной услуги. На сайтах и в мобильных приложениях 16 из 26 компаний установлено наличие автоматически проставленного согласия потребителя на заключение добровольного страхования. Проставление за страхователя при покупке дистанционным способом авиабилетов и железнодорожных билетов автоматического согласия на заключение договора страхования не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на приобретение страховой услуги. Таким образом, на указанных сайтах осуществляется навязывание потребителем дополнительного договора добровольного страхования при реализации основной услуги".

Управлению выдано задание на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28 апреля 2023 года в отношении АО "Авиакомпания Азимут".

С целью проведения оценки достоверности поступивших сведений, должностным лицом Управления 03 мая 2023 года с 10 час. 12 мин. по 10 час. 45 мин. было совершено контрольное бронирование договора авиаперевозки дистанционным способом на сайте АО Авиакомпания "Азимут" https://azimut.aero/ru/ маршрутом следования ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. В ходе контрольного бронирования договора авиаперевозки был выбран тариф "Легкий" стоимостью 8 060 рублей.

По результатам проведенного мероприятия истцом установлено, что при оформлении на сайте https://azimut.aero/ru/ авиабилетов на перевозку 03 мая 2022 года по маршруту ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, системой автоматически проставляется согласие потребителя на заключение договоров о предоставлении дополнительных услуг за отдельную плату: "Страховка от заражения COVID-19" стоимостью 450 рублей, "Врач в дорогу онлайн" стоимостью 720 рублей, "Ручная кладь, дополнительно + 5кг." стоимостью 599 рублей, "Сэндвич" стоимостью 369 рублей, "Горячий напиток" стоимостью 99 рублей, "СМС-информирование" стоимостью 75 рублей. Общая стоимость дополнительных платных услуг составила 3 803 рублей. Результаты проведенного анализа вышеуказанного сайта отражены в акте от 03 мая 2023 года.

Управлением в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в отношении АО "Авиакомпания Азимут" было вынесено предостережение (НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 05 мая 2023 года) о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", части недопустимости навязывания дополнительных услуг (автоматического проставления согласия потребителя на заключение договора комплексного страхования, смс-информирования, дополнительного питания и т.д.).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Управление указывает на неисполнение ответчиком требований о прекращении действий по автоматическому проставлению согласия за потребителей на подключение дополнительных платных услуг к договору авиаперевозки. Вместе с тем, по мнению суда, из представленных в материалы дела скриншотов не следует отсутствие у потребителя реальной возможности отказа от дополнительных платных услуг.

Из приложенных истцом к акту наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03 мая 2023 года скриншотов с сайта https://azimut.aero/ru/ следует, что стоимость авиабилета по маршруту ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА по тарифу "Легкий" составляет 8 060 рублей, имеется скриншот, где итоговой суммой к оплате указана именно эта стоимость.

Также имеются скриншоты, в которых к стоимости авиабилета в размере 8 060 руб. добавлены стоимости следующих дополнительных услуг: "Страховка от заражения COVID-19" стоимостью 450 рублей, "Врач в дорогу онлайн" стоимостью 349 рублей, "Защита на время полета" стоимостью 720 рублей, "Ручная кладь, дополнительно + 5кг." стоимостью 599 рублей (х2), "Сэндвич" стоимостью 369 рублей (х2), "Горячий напиток" стоимостью 99 рублей (х2), "СМС-информирование" стоимостью 75 рублей (х2). Общая стоимость дополнительных платных услуг составила 3803 руб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, руководствуясь положениями статей 1, 432, 435, 935 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", с учетом оценки всех представленных доказательств в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд не установил факты навязывания предоставляемых АО "Авиакомпания Азимут" при покупке авиабилета дополнительных услуг, их обусловленности приобретения, а также невозможности потребителя отказаться от дополнительных услуг при покупке авиабилета.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может в виду следующего.

Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Свобода договора означает свободный выбор стороны договора, условий договора, свободу волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях. По общему правилу, стороны по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и его содержании.

Вместе с тем реализация принципа свободы договора в отношениях с участием потребителя ограничена императивными нормами Конституции Российской Федерации.

Так, в отношениях с профессиональными продавцами граждане-потребители подчас лишены возможности влиять на содержание договоров, что является для них фактическим ограничением свободы договора. Воздействие на волю потребителя могут оказывать и различные преддоговорные практики, применяемые продавцами для максимизации прибыли. Соответственно, необходимыми становятся предоставление потребителю как экономически слабой стороне в этих правоотношениях особой защиты его прав и соразмерное правовое ограничение свободы договора для другой стороны, т.е. для профессионалов, с тем чтобы реально гарантировать соблюдение конституционного принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

При объективном неравенстве сторон договора (например, в силу профессионализма или доминирующего положения одной из них) в целях защиты интересов слабой стороны законодатель устанавливает на основе императивных норм различные механизмы: запреты (например, на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение), требования (например, к добросовестной и достоверной рекламе, к содержанию и предоставлению иной значимой информации), наделение слабой стороны правом отказаться от договора (например, отказ потребителя от кредитного договора или договора страхования) и др. Субъективное неравенство может возникнуть в результате недобросовестного поведения, преимущественно связанного с качеством предоставляемой другой стороне информации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 № 14-П).

Материалами дела подтверждается, что АО "Авиакомпания Азимут" при реализации авиабилетов дистанционным способом через сайт https:/azimuth.aero/ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" предусмотрено автоматическое проставление в форме основного договора авиаперевозки согласия потребителя на заключение договора добровольного страхования и иных договоров в виде отметки ("галочки"), подтверждающей намерение заключить сделки, предметом которых является оказание дополнительных услуг.

На дату разрешения спора не представлено доказательств, того, что предложение дополнительных услуг при заключении договора воздушной перевозки АО "Авиакомпания Азимут" не осуществляется или осуществляется иным образом, не предполагающим автоматическое согласие на их оказание потребителем, не представлено (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ).

Судебная коллегия считает, что подобное проставление в форме основного договора автоматического (предполагаемого) согласия на заключение дополнительных договоров при приобретении авиабилетов дистанционным способом, не может рассматриваться в качестве подтверждения ознакомления потребителя с условиями дополнительных обязательств, а также выражения им волеизъявления на заключение таких сделок, которое в соответствии со ст. ст. 435, 438 ГК РФ должно выражать полное и безоговорочное согласие на заключение договора на соответствующих условиях.

Наличие автоматического согласия при оформлении авиабилетов дистанционным способом в отсутствие реальной возможности совершить осознанный выбор может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им сделок, тем самым приводя к нарушению его прав и законных интересов, в связи с чем действия по самостоятельному проставлению АО "Авиакомпания Азимут" как профессиональной стороной в соответствующих правоотношениях отметок о заранее данном (презюмируемом) согласии потребителя на оказание ему дополнительных услуг нельзя признать соответствующими закону.

Согласно ч. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон (ч. 3 ст. 790 ГК РФ).

Из анализа указанных норм права, применительно настоящему спору следует, что работы и услуги, не предусмотренные тарифами, выполняются перевозчиком по требованию самого пассажира, который, соответственно, должен являться инициатором оказания дополнительных услуг, а не объектом недобросовестного воздействия со стороны контрагента в целях навязывания таковых.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что предустановленная галочки является понуждением к заключению договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ) и недопустимым условием договора с потребителем, которое обуславливает приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Независимо от наличия или отсутствия у потребителя возможности отказаться от дополнительных услуг при заключении договора, само по себе наличие автоматического согласия на оказание таких услуг, в том числе в части добровольного страхования, при покупке авиабилета является недопустимым, указывая на недобросовестное поведение авиакомпании по навязыванию дополнительных услуг.

При таких обстоятельствах, истцом представлены достоверные и допустимые доказательства, позволяющие в своей совокупности сделать вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Доводы возражений АО "Авиакомпания АЗИМУТ" и АО "АльфаСтрахование" о том, что решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 31 октября 2023 года в удовлетворении заявленных исковых требований истцу отказано, и, поскольку решение вступило в законную силу, оно имеет преюдициальное решение для данного спора, это является основанием для прекращения производства по делу в силу ст. 220 ГПК РФ.

Данные доводы судебной коллегией отклоняются, исходя из следующих обстоятельств.

В силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

В данном случае основания исков являются различными, и не могут свидетельствовать о тождестве иска.

Так в деле № 02-937/2023 речь идет о нарушении прав неопределенного круга лиц при оформлении авиабилетов на сайте АО "Авиакомпания Азимут" https://azimuth.aero/ru на перевозку по маршруту ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от 01.10.2022.

В настоявшем деле 2-3617/2023 основанием иска являлось нарушение прав неопределенного круга лиц при оформлении билетов на сайте https://azimut.aero/ru/ авиабилетов на перевозку 03 мая 2022 года по маршруту ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА

Предложения о продаже билетов и условия их приобретения в каждом случае меняются, они зависят от времени года, направления маршрута, его протяженности и других параметров.

В настоящем случае нарушение прав потребителя неопределенного круга лиц были выявлены именно при приобретении билетов на сайте https://azimut.aero/ru/ авиабилетов на перевозку 03 мая 2022 года по маршруту ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. Соответственно, обстоятельства, которые были установлены при продаже билетов по иному маршруту, в другое время, по другим запросам, не являются основанием для прекращения производства по настоящему делу №2-3617/2023.

С учетом указанных обстоятельств, при установлении нарушения прав неопределенно круга лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении искового заявления.

Согласно ст. 46 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска общественной организации суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Закон не конкретизирует способ доведения решения суда до сведения потребителей, поскольку целью является доведение сведений о факте нарушения со стороны торгующей организации до максимально широкого круга потребителей.

В связи с чем, удовлетворяя иск, судебная коллегия считает возможным возложить на ответчика обязанность довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу через средства массовой информации, по местам оказания услуг авиаперевозки пассажиров, в том числе по Астраханской области.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 31 октября 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать действия АО "Авиакомпания Азимут" (ИНН 2312218415) по автоматическому проставлению согласия за потребителей на подключение дополнительной платной услуги личного страхования и иных платных услуг, ущемляющими права потребителей, установленные законодательством о защите прав потребителей.

Обязать АО "Авиакомпания Азимут" (ИНН 2312218415) прекратить противоправные действия по включению в договор авиаперевозки пассажиров условий, ущемляющих права неопределенного круга потребителей, установленных законодательством о защите прав потребителей.

Обязать АО "Авиакомпания Азимут" (ИНН 2312218415) довести до сведения неопределенного круга потребителей настоящее решение суда в полном объеме в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу через средства массовой информации по местам оказания услуг авиаперевозки пассажиров, в том числе по Астраханской области.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 19 ноября 2024 года.

Автор: Валентина Атрашкевич

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 76

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика