Амурская область, и Михайловский район в частности, — часть великой России. Каждый уголок страны имеет неповторимую природу, особенности культуры. Мы, живущие в разных регионах Российской Федерации, должны знать и чтить историю своей малой родины.
26 октября очередное заседание клуба "Землячка" состоялось в Поярковском районном краеведческом музее. Нас тепло и доброжелательно встретил коллектив музейщиков, а ведущая мероприятия Дарья Александровна Пиманова интересно рассказала об истории становления казачества на михайловской земле. Начала она с освоения Приамурья и основания Поярковской казачьей станицы, подробно остановилась на занятиях и быте казаков, ознакомила с обмундированием казачьих войск.
Особый интерес у присутствующих вызвала история возникновения шашки. Оказывается, что данный вид оружия получил своё название от кабардино-черкесского слова "саш-хо" (длинный нож) и впервые о нём узнали в XVI–XVII веках, хотя историки утверждают, что шашка появилась гораздо раньше – ещё в XII веке.
В XVIII веке в российских войсках согласно уставу было положено каждому воину кавалерийского полка носить при себе боевую шашку. Также приказ был отдан о ношении данного вида оружия полицейским и жандармам. И сегодня парадная форма казаков просто немыслима без этого атрибута.
Фланкировка (боевые приёмы) шашкой требовала особой подготовки и настойчивости. Из поколения в поколение передавался опыт и техника искусства владения боевой шашкой. Отцы и братья тренировали младших сначала на шашках, похожих на клинки, а в шестнадцать лет молодые казаки получали настоящее боевое оружие. Шашку можно было приобрести в магазине, сделать под заказ или получить по наследству от старших.
Изначально для обучения техникой владения оружием применялись подручные средства. Например, требовалось разрубить струю воды, не разбрызгав её. Далее тренировки усложнялись: в ход шли ветки, капуста, казачата учились владеть шашкой, сидя на коне, на полном скаку.
Оказавшись на поле боя, казак рассчитывал только на свои силы и смекалку. Встреча с врагом давала возможность применить боевое умение: быстрым движением руки достать шашку и сразить наповал своего соперника. Настоящий казак был уверен, что шашка, полученная по наследству, обладает неведомой силой рода и будет помогать ему в бою. С шашкой казакам разрешалось входить в храм – считалось, что таким образом очищалась не только душа воина, но и его оружие.
Молодой казак хотел обладать тремя боевыми шашками: первую он получал на службе, вторая полагалась офицерам, а третья была именной и давалась не каждому, а только за заслуги перед Родиной.
Повествование экскурсовода вызвало массу положительных эмоций. Посетители начали вспоминать свои истории, и в результате выяснилось, что родители Н.Я. Андросовой, Г.В. Лановой, А.П. Крутько тоже были казаками. Женщины поделились воспоминаниями из собственного детства и из рассказов родителей о казачьем быте.
Закончилось мероприятие чаепитием. За чашкой чая пенсионеры продолжили рассказывать друг другу жизненные истории, задавали музейщикам интересующие их вопросы, вспоминали и пели казачьи песни, шутили и смеялись.
В заключение хочу выразить огромную благодарность сотрудникам музея и директору Елене Дмитриевне Леоновой за познавательное мероприятие и пожелать коллектив дальнейших творческих успехов.