Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (2 апреля) был учреждён Генеральной ассамблеи ООН в 2008 году в целях привлечения внимания к проблемам детей, страдающих аутизмом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в настоящее время 1 из 160 детей страдает расстройствами аутистического спектра (РАС).
Аутизм - это крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, включающий в себя комплекс психических и поведенческих расстройств. Аутисты живут в собственном мире, практически полностью закрытом для посторонних. Им очень трудно выстроить взаимоотношения с окружающим миром, а некоторые из них отгораживаются от него полностью. У ребёнка с аутизмом нарушено личностное восприятие и осознание себя, мышление, поведение. Для них характерно эксцентричное поведение, аффективные вспышки, крик, расторможенность, причинение вреда себе, нарушение сна, сопротивление изменениям, игнорирование других людей.
Ошибочным является мнение большинства, что аутисты - это люди со сниженным интеллектом. Вам что-нибудь говорят эти имена: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, современные известные личности - режиссёр Стивен Спилберг, лауреат Нобелевской премии экономист Вернон Смит? Никому и в голову не придёт, что у них низкий уровень IQ. А ведь у всех этих людей особая форма проявления аутизма. Обладая нормальным или даже высоким интеллектом, люди, страдающие этим синдромом, отличаются нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями. У них обязательно есть один или несколько узких, но очень интенсивных интересов. Это может быть интерес к средствам передвижения, к компьютерам, математике, астрономии, живописи или запоминание дат и умение безошибочно называть, каким днём недели была та или иная дата. Когда такой человек занимается тем, что его интересует, он в прямом смысле слова ничего не видит и не слышит, демонстрируя в интересующей области редкую компетентность и проявляя феноменальную память.
Специалисты отделения социальной помощи семье и детям ГАУ АО "Поярковский КЦСОН" знают об этой проблеме не понаслышке и проводят индивидуальные занятия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог в своей работе используют современные методики и технологии. Например, арт-терапию: изотерапию (терапия рисованием), песочную терапию, пластилинографию (рисование пластилином). Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Как показывает опыт работы, занятия в тёмной сенсорной комнате плодотворно воздействуют на детей с расстройствами аутистического спектра. Тёмная сенсорная комната является средой, состоящей из разных стимуляторов, которые оказывают благоприятное влияние на органы слуха, зрения, обоняния. Применение камушков "Марблс" - тоже один из нетрадиционных приёмов обучения, интересный для детей.
Нет, это необычные дети, они особенные. И им тоже нужны соревнования, экскурсии, концерты и представления. Поэтому, уважаемые родители, любите своего ребёнка, помогайте ему, проводите больше времени вместе! Не откладывайте на завтра решение проблемы и рассчитывайте в первую очередь только на свои силы. Здоровья вам и бесконечного терпения!
Кстати, в г. Благовещенске есть центр развития "Мы вместе", в котором проводятся занятия для детей, имеющих расстройства аутистического спектра и семинары для родителей и специалистов. Центр "Мы вместе" существует уже 8 лет. Сейчас здесь стали внедрять новую методику. За короткий срок для детей проводят много занятий, идёт интенсивное коррекционное развитие. Центр находится по адресу: г. Благовещенск, ул. Ленина, 41.