Пришли, как говорится, и стар и мал. В этот день мы познакомились с мастерами клуба "Светлица", которые приехали поделиться своими умениями на мастер-классах (к слову сказать, в Пояркове они уже второй раз, первая встреча состоялась в июне в районном Доме культуры). Одна из наиболее активных народных мастериц Амурской области Ольга Гришина рассказала присутствующим о работе "Светлицы". Благодаря деятельности этого клуба родилась Амурская региональная общественная организация "Содружество Амурских мастеров" при Амурском областном Доме народного творчества. На сегодняшний день содружество работает в рамках президентского грантового проекта, организуя творческие встречи в муниципальных образованиях Амурской области и создавая клубы мастеров декоративно-прикладного искусства (сейчас их уже 22).
Елена Дмитриевна Леонова, поблагодарив гостей, выступила с предложением о создании на базе Поярковского музея клуба "Город мастеров". Занятия клуба будут проходить ежемесячно, и первое состоится в октябре для желающих овладеть мастерством плетения на шестигранной рамке.
Участники "Праздника ремёсел" смогли получить начальные навыки того или иного вида декоративно-прикладного искусства от профессионалов своего дела. Например, Галина Ананенко показала поярковцам тонкости росписи гончарных изделий. Она привезла с собой уже готовые поделки из глины и предложила их расписать. Дети и люди старшего возраста с удовольствием взялись за кисточки, а законченные работы каждый забрал с собой на память.
Вышивка лентами - шикарное искусство, освоить которое может любой. Ведь оно весьма простое в изучении, недорогое по исходным материалам. Времени занимает значительно меньше, чем вышивка крестиком или гладью. А в результате получается восхитительная объёмная картина. В этом направлении провела свой мастер-класс Наталья Гехт. Сама она занимается этим видом творчества сравнительно недавно - всего три года. Внимательно слушая указания Натальи, начинающие мастерицы шаг за шагом постигали красивое искусство. Через каких-то 15-20 минут на кусочках канвы расцвели розы с зелёными листочками, мелкие цветочки, а в результате получились красивые игольницы.
В соседнем зале большой интерес у участников мероприятия вызвал мастер-класс от Светланы Колесниковой - белорусское узелковое плетение в стиле тенериф на шестигранной рамке. Плетение - один из самых древних и удивительных видов рукоделия. Ещё наши бабушки рассказывали очень интересно о плетёных вещах, которые они делали своими руками. Путём соединения маленьких салфеток, выполненных на рамке, можно собрать скатерть, покрывало, накидку на кресло и многое другое. Женщины сами пробовали натягивать нити, завязывать узелки. Их было не оторвать от этого увлекательного занятия. Светлана приняла заказы на готовые рамки для плетения.
Ольга Гришина сначала продемонстрировала костюм, вышитый своими руками, а потом рассказала о способе вышивания рисунка по канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) в технике "крестик" и "полукрестик". Рисунок делается так аккуратно, что он смотрится одинаково как с лицевой, так и с изнаночной стороны: нигде не видно ни узелков, ни ниточек. Современные модницы носят не только платья и блузки, вышитые крестиком, но и сумки, шляпки и даже туфли.
Оксана Головачёва, мастер по изготовлению лоскутной куклы, привезла с собой большую коллекцию игрушек и поведала целую историю об их изготовлении. Традиционной игрушкой в быту русской деревни, даже в самых бедных крестьянских семьях, с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки - юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую "потешку" уже могла сделать любая девочка.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
…Незаметно пролетело время. Гостям пора было отправляться в дорогу. Мы поблагодарили их за мастер-классы, за то удовольствие, которое они нам доставили. Было такое ощущение, что за время, проведённое с городскими мастерицами, лица участников буквально расцвели. Показывая друг другу работы, они уже сами могли рассказать, как выполнили ту или иную вещь.
Надеемся, что эта встреча не была последней, всегда ждём участников клуба "Светлица" в гости к нам. А всех желающих, кто не был в этот раз на встрече, приглашают в клуб "Город мастеров", который, надеюсь, объединит всех творческих людей Михайловского района и тех, кто ещё только собирается заняться каким-либо видом рукоделия. Задача состоит не только в том, чтобы научиться чему-то, главное, чтобы люди знакомились, общались, находили общие интересы.