Создана она в рамках реализации комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в Амурской области. О задачах службы, направлениях её деятельности, применяемых методиках и технологиях мы беседуем с заместителем директора Поярковского КЦСОН О.Н. МОРОЗОВОЙ.
- Ольга Николаевна, для решения каких задач создана служба ранней помощи детям с особенностями в развитии?
- Задач несколько. Основные - это совершенствование механизмов своевременного выявления и оказания ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям; создание условий для предоставления этой помощи; укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, преодоление их изолированности и ряд других задач. Целевые группы, на которые направлена данная деятельность, - дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети-инвалиды и дети с ОВЗ до 3 лет; семьи, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ до 3 лет.
- Служба существует уже полгода. Можно ли говорить о первых результатах?
- Да, деятельность службы налажена и осуществляется по четырём направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и информационно-просветительское. Для целевой группы созданы клуб "Мамина школа" (для родителей), пункты ранней психолого-педагогической помощи "Я сам" и логопедической мастерской "Азбука речи". Для точной оценки развития ребёнка внедрена технология комплексной диагностики в раннем возрасте, приобретена и используется в работе программа KIDRCDI. Применяется технология "Домашнее визитирование". В отделении социальной помощи семье и детям работают кабинеты логопеда, психолога. Для более эффективного осуществления межведомственного взаимодействия Поярковский КЦСОН заключил соглашение с ГАУЗ АО "Михайловская больница" и отделом образования администрации Михайловского района о сотрудничестве в рамках оказания ранней помощи. Разработаны буклеты для родителей, детей и специалистов.
- Сколько семей охвачено службой ранней помощи?
- Специалисты ведут выездное консультирование 9 семей из отдалённых населённых пунктов Михайловского района. За второе полугодие 2019 года проведены занятия с 30 детьми, из них в возрасте от 0 до 3 лет - семеро. Занятия в нашем Центре посещают 19 малышей, домашним визитированием охвачено 11.
- Расскажите подробнее о технологии "Домашнего визитирования".
- Домашнее визитирование осуществляется с выездом в сёла района, в семьи целевой аудитории. В ходе каждого визита-консультации специалист организовывает с ребёнком игровое занятие, наблюдая и оценивая текущий уровень развития малыша, и определяет, на формирование каких умений нужно обратить внимание в ближайшее время. К таким занятиям активно подключаются и родители.
- Всё ли необходимое оборудование есть у специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ?
- Благодаря финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для работы психолога, логопеда, дефектолога учреждением приобретены диагностические методики, логопедическая мозаика, развивающие комплексы и игры, универсальное оборудование (игровые наборы - М. Монтессори, набор дидактического материала Фридриха Фрёбеля). Одно из последних приобретений нашего центра - многофункциональный стол "Приоритет".
О нём более подробно говорит логопед-дефектолог Поярковского КЦСОН Светлана Александровна ЯЗЫКОВА, которая по достоинству оценила удобство и простоту использования данного игрового набора.
- Развивающий набор "Приоритет" - это современная разработка, направленная на развитие познавательных процессов и личностной сферы ребёнка. Он подойдёт для детей с ОВЗ любых диагнозов. Это настоящая находка для психолога, дефектолога, логопеда. Кстати, материал будет полезен и воспитателям детского сада.
В большом модуле есть 7 базовых блоков. Занятия с применением данной методики помогают развивать зрительную реакцию, формировать математические умения, способность сравнивать, обобщать, анализировать, повышают мотивацию.
Я очень рада, что имею возможность работать с таким оборудованием. Особую уникальность игрового набора "Приоритет" я заметила на занятиях с особенными детьми. Дело в том, что у детей с ОВЗ несколько иной взгляд на окружающий мир. Игровой набор "Приоритет" помогает особенным детям понять что-то определённое, посмотрев и изучив это что-то с разных позиций СВОЕГО, ИНОГО, взгляда. Дети с различными особенностями в развитии достаточно долго и подробно изучают всё новое и интересное. И большое достоинство этого оборудования заключается в том, что я как логопед и дефектолог могу объяснить особенному ребёнку определённый предмет, показав и рассказав о нём с различных позиций, а ребёнок запомнит и усвоит изученный предмет именно с той стороны, с которой ему легче. А если ребёнок усваивает материал хорошо, то у меня, как специалиста, появляется возможность дать ему значительно больше информации, чем обычно.
Ребёнку становится интересен окружающий мир и его свойства, он становится своеобразной "губкой", готовой постоянно впитывать новую информацию. В конечном итоге ребёнок счастлив, а педагог и родители довольны результатом.
- Любой ребёнок, а тем более ребёнок с ОВЗ, достаточно быстро утомляется, отвлекается. Происходит ли это на ваших занятиях?
- Когда я использую "Приоритет", занятие пролетает незаметно, и дети порой даже не замечают, что они довольно долго выполняют данное им задание. По окончании занятия ребёнок чувствует себя бодро и весело, при этом он выполнил всё, что от него требовалось. Кстати, при выполнении заданий у ребёнка нет страха о неправильном выполнении упражнения, так как стол выполнен таким образом, что он не может ошибиться.
- Светлана Александровна, расскажите о каком-нибудь из занятий. Как они происходят?
- Например, на одном из занятий я знакомлю ребёнка с геометрическими фигурами, проговаривая их название, цвет. Малыш может искать на столе похожие фигуры по форме или размеру, пробовать собирать квадраты из разных фигур - для этого предусмотрены деревянные дощечки основы. Более сложная задача - собрать из фигур машину, дом, ёлочку. На занятии "Навыки письма" тренажёр, входящий в состав оборудования, позволяет подготовить руку малыша, отточить умение делать мелкие движения пальцами и кистью. Для начала мы выкладываем из деревянных деталей узор. Самый сложный процесс - катить шарик, направляя его палочкой с магнитом на конце, которую нужно держать правильно, как школьную ручку.
В заключение хочу заметить, что набор "Приоритет" абсолютно безопасен для детей любого возраста, поскольку все предметы выполнены из экологичного материала. Это же подтверждают и сертификаты качества.
- Большое спасибо за беседу. Я думаю, что услугами службы ранней помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ могут воспользоваться не только родители особенных деток, но и те, чей ребёнок испытывает определённые трудности в развитии познавательных процессов и речевой функции. Удачи вам и успехов.