Радиола, видеомагнитофон, видеокамера, электроламповый телевизор чёрно-белого изображения, таксофон - эти слова давным-давно ушли из нашего активного словаря (как исчезли из жизни предметы, которыми их называли), и прочитать их можно только в литературных произведениях да услышать в разговорах увлечённых собиранием старой бытовой техники коллекционеров. И если у большинства из них эти аппараты просто стоят на полочках, у частного коллекционера Валерия Алексеевича Леонова всё исправно работает - телевизоры показывают, магнитофоны - и бобинные (!), и кассетные - играют.
Выставочный зал
- Техникой я интересовался всегда, - начинает экскурсию Валерий Алексеевич. - Ещё в школьные годы стал радиолюбителем, разбирал различные аппараты, собирал, паял. Усилители делал под гитару и тут же применял их на практике вместе с друзьями. После школы поступил в Благовещенский технологический техникум на специальность "Электрическая аппаратура бытового назначения" и в апреле 1981 года пришёл работать телемастером в Поярковский комбинат бытового обслуживания.
- В начале 1980-х годов телевизоры, наверное, уже были в каждой семье?
- Да, в основном чёрно-белые, но потом начали появляться и цветные - ламповые, тяжёлые.
- Работы у вас много было?
- Много. Телевизоры ломались часто - сгорали лампы, строчные и силовые трансформаторы, приходили в негодность радиодетали. Одним приёмникам требовался небольшой ремонт, другие аппараты приносили с серьёзными поломками.
- Помню, помню, как в советское время "ремонтировали" телевизор, если хотели улучшить качество картинки или чтобы звук прорезался: изо всех сил стукнешь по крышке, глядишь, и смотреть можно. А вот если белый экран или чёрный - пиши пропало.
Конечно, так по-свойски относились к технике простые люди (сейчас бы сказали "потребители"), профессионалы её уважали всегда и такого пренебрежения себе не позволяли.
В "выставочном зале" частной коллекции В.А. Леонова - около 40 единиц бытовой техники, из них 19 телевизоров. В общей сложности Валерий Алексеевич увлекается собиранием 25 лет. Сначала у людей выпрашивал выброшенные за ненадобностью аппараты, выискивал их по сараям, потом друзья, знакомые, узнавшие об увлечении мастера, приносили ему старые телевизоры, один раз привезли даже со свалки. Когда свободного времени стало больше, занялся их восстановлением. Реконструкция старых ламповых телевизоров - процесс трудоёмкий, но и творческий одновременно. Трудностей, как в любом деле, хватает. Например, совсем нет необходимых запчастей. Можно, конечно, купить, но продают их за астрономические суммы. Валерия Алексеевича выручают собственные запасы, которые он с дальновидностью (или с хозяйской рачительностью) откладывал и бережно сохранял ещё с 1980-х годов. Поэтому программы "Первого канала" сегодня можно посмотреть и по чёрно-белым "Горизонту" и "Изумруду" 1969 года выпуска, и по первому семейному телевизору Леоновых "Рекорд", который молодожёны купили в ноябре 1979 года (на него сохранился даже паспорт), и по цветному "Садко" 1985 года выпуска.
- Валерий Алексеевич, как вы смотрите ламповые телевизоры?! У нас же нет аналогового телевидения?!
- А у меня есть преобразователь (смеётся) - он заменяет телецентр: на любой канал можно включить, усиление добавить… и смотри на здоровье.
- Наверное, с каждым телевизором у вас связана какая-нибудь история?
- Ну, вот этот, например, - Валерий Алексеевич указывает на один из экспонатов, - попал ко мне в руки в плачевном состоянии - кинескоп на выброс, панели, корпус требовали ремонта. Всё сделал, а кинескопа нет. И тут, как по волшебству, Владимир Фёдоров приносит совершенно новый кинескоп. Он у него ещё с советских времён остался, в коробке хранил. Видите, какая картинка? Яркая, контрастная. Потому что кинескоп новый. У других картинки мутные, нечёткие. Хотя когда кинескоп прогреется, и они начинают лучше показывать.
- Вот это маленькие телевизоры, автомобильные, работают от 12 вольт, - продолжает частный коллекционер. - Их брали с собой, когда ехали отдыхать на природу. Вот телевизор "Контект" с защитным стеклом на случай, если взорвётся кинескоп - бывало и такое. А этот аппарат был с выгоревшей панелью. Я его разобрал, снял панель, отдал для ремонта другу. Он её покрасил. А когда в очередной раз пришёл ко мне, и я указал на телевизор, то он его просто не узнал. Удивлён был очень!
- А вот это - наш семейный первый цветной телевизор-видеодвойка. Приобрели в 1991 году. У него есть функция, которой мы часто пользовались: в определённое, запрограммированное нами, время включалась запись и нужная передача автоматически копировалась на видеокассету. Это могло происходить и в наше отсутствие. Чаще всего мы записывали таким образом мультфильмы для детей. В 1998 году я его продал, но потом он ко мне вернулся. Поломанный, конечно. Вот, восстановил. На нём и сейчас можно посмотреть наши семейные видеозаписи.
На самодельных стеллажах гордо стоят и вещают "Хитачи", "Панасоник", "Рубин", "Океан", "ГолдСтар", всем своим видом доказывая, что и в век цифровизации их рано выбрасывать на свалку. По крайней мере, можно дать отдохнуть глазам на чёрно-белой картинке и поностальгировать по давно ушедшим временам.
Валерий Алексеевич легонько поворачивает тумблер, и в небольшую комнатку врывается дискомузыка. Играет бобинный магнитофон 1979 года! Боже! Такое возможно?
- Да, - смеётся Валерий Алексеевич. - По идее плёнка должна была давно осыпаться, но качество хорошее, и воспроизведение звука чистое. Я буквально на днях закончил его восстановление. Вот, видите, ещё не всю фурнитуру приклеил. Тоже искал её долго, отмывал, приводил в божеский вид.
В запасниках
Самое интересное в любом музее хранится, конечно, в запасниках. Запасник у Валерия Алексеевича оборудован в гараже, но здесь же находится и рабочее место мастера. Здесь он принимает старые, казалось бы, навсегда утраченные аппараты, осматривает, ставит "диагноз", назначает "лечение" (то есть подбирает запасные детали) и, собственно, возвращает телевизоры, магнитофоны и другую бытовую технику к жизни.
Меня заинтересовали самые старые экспонаты частного музея - радиолы. Вот их сейчас можно увидеть только в музеях. У Валерия Алексеевича есть возможность не только увидеть, но и послушать.
- Что, и радио ловят? - недоверчиво спрашиваю я.
- На коротких волнах может и поймать, а так не ловит, конечно, так как уже нет ретрансляторов длинных волн и нет проводного радио. А пластинки послушать можно - иголки исправные, всё крутится, скорость регулируется на 78 и на 33 оборота. Самая старая радиола вот эта - "Урал-57", год производства - 1957. Вот "Рекорд-61", "Муромец-62". Радиолы в 70-х годах прошлого века были практически в каждом доме. Люди слушали радио, крутили пластинки и танцевали под них. У моих родителей подобная радиола тоже была.
Небольшое историческое отступление для молодого поколения. Радиола - бытовое радиоэлектронное устройство, конструктивно объединяющее в одном корпусе радиоприёмник и электрофон. "Золотая эра" радиол пришлась на 1940-е-1970-е годы. Это объясняется тем, что ламповые радиоприёмники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий без дополнительных затрат размещать электропроигрывающее устройство. В середине 1970-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприёмников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам - магнитолам с компакт-кассетами, а позже - комбинированным устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Первая радиола в СССР - СВГ-К - была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. В 1950-е -1960-е годы выпускались десятки моделей радиол, в основном 3-го и 2-го класса. Это был один из самых доступных и популярных видов домашней радиоаппаратуры. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала "Серенада РЭ-209", выпущенная в 1992 году владивостокским заводом "Радиоприбор".
Кроме десятка радиол, на полках в запасниках стоят советские цветные телевизоры, чёрно-белые китайские. Все в рабочем состоянии. А также таксофон, первый громоздкий компьютер, имеется коллекция фотоаппаратов и видеокамер.
В прошлом году частный музей теле- и радиотехники посетила делегация железнодорожников из филиала ОАО "Российские железные дороги", которые с интересом послушали коллекционера и с удовольствием посмотрели экспонаты в действии. Пока же гостями музея в основном становятся друзья и родственники семьи Леоновых. Впервые в нём побывал и корреспондент. Но, я думаю, это только начало. Частные музеи - активно развивающаяся ниша на туристическом рынке нашей страны и мира в целом. При этом направленность их может быть самой разнообразной. Например, в Тверской области есть "Музей Бабы Яги" и "Музей гадов", в Иванове - "Музей советского автопрома", в п. Петровском Ярославской области "Музей Ежа Петровича", "Музей деревянного зодчества" в д. Лункино Рязанской области и другие. Со многими прекрасными музеями (частными, или народными, в том числе) можно познакомиться на платформе-навигаторе "Хранителиродины. рф". Кстати, там уже есть заметка о нашем Поярковском районном краеведческом музее. Так что, земляки, дерзайте! А если вам уже есть о чём рассказать и что показать, приглашайте в гости на экскурсию - с удовольствием приду.