Основы паспортизации в России были заложены Петром I, возложившим обязанности по контролю и учёту приезжающих иностранных граждан на полицию. Впервые в России слово "паспорт" как документ, удостоверяющий личность иностранцев, упоминается в Указе от 31 августа 1719 года (11 сентября по новому стилю). Создание паспортно-визовой службы в Советской России связано с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 25 июня 1919 года, согласно которому все граждане РСФСР с 16 лет были обязаны иметь трудовую книжку с указанием места работы и прописки. В 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР утверждено положение "Об адресных бюро и адресных столах в РСФСР при городских управлениях милиции" для ведения регистрации и учёта населения, а также выдачи адресных справок.
Позднее было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при объединённом Государственном политическом управлении Союза ССР, а также установлены единая паспортная система и обязательная прописка. До 2004 года все правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции были возложены на паспортно-визовую службу МВД России.
В 2004 году была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), которая в 2016 году в целях совершенствования управления в сфере миграции была упразднена, а её функции и полномочия вновь переданы МВД. Подразделения получили новое название - отделения по вопросам миграции (ОВМ).
На территории нашего района отделение по вопросам миграции МО МВД России "Михайловский" возглавляет майор полиции Алёна Петровна Соцкая. Высокая компетентность сотрудников ОВМ, умение видеть перспективу, ответственность за порученное дело, знания, опыт, честность и добросовестность помогают достойно исполнять свои должностные обязанности.
- Когда работа ОВМ только начиналась, - рассказывает А.П. Соцкая, - основными функциями были регистрация, оформление гражданских и заграничных паспортов, контроль за иностранными гражданами (постановка и снятие с регистрационного учёта, контроль за пребыванием на территории страны). Сейчас сотрудники ведут более тридцати направлений деятельности, и большая часть из них непосредственно связана с контактом с населением: это и регистрационный учёт по месту пребывания и жительства, и оформление внутренних и заграничных паспортов, и предоставление адресно-справочной информации, оформление разрешений на временное проживание, видов на жительство и гражданства РФ, добровольная дактилоскопия, миграционный учёт иностранных граждан и т.д.
В последнее время сотрудники отделений по вопросам миграции активно продвигают новое направление - работу с единым порталом www.gosuslugi.ru для оказания государственных услуг населению в электронном виде. Это позволяет обратившимся гражданам экономить время и деньги, к тому же при обращении через сайт "Госуслуги" действует скидка 30%. В настоящее время в электронном виде можно подать заявления по оформлению заграничных паспортов старого образца (на 5 лет) и нового поколения (10 лет); оформлению внутренних паспортов РФ; по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства; на предоставление адресно-справочной информации для физических лиц.
Кроме этого, для оформления документов граждане могут обратиться непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо в МФЦ.
- Алёна Петровна, а как правильно, к примеру, поменять основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, - паспорт через Интернет?
- Каждый гражданин Российской Федерации по достижению им возраста 20 и 45 лет обязан в течение 30 дней с момента наступления оснований (исполнение возраста 20 либо 45 лет) поменять основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации. Это легко можно сделать через портал "Госуслуги". Единственное условие - услуга доступна только для подтверждённой учётной записи. Далее вам необходимо заполнить заявление в электронном виде, внеся в него данные следующих документов: паспорта гражданина РФ, подлежащего замене; свидетельства о рождении; загранпаспорта (если имеется); свидетельства о браке (если брак заключён); свидетельства о разводе (если брак расторгнут); свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии); документа воинского учёта (при наличии соответствующего основания) и загрузить свою фотографию. Отправьте заявление и дождитесь результатов его проверки. Оплатите госпошлину (со скидкой 30%). После получения через Личный кабинет приглашения посетите отделение по вопросам миграции, принесите оригиналы документов, указанных в приглашении, а также две цветные или чёрно-белые фотографии. Сотрудник полиции сверит данные оригинальных документов с данными, указанными в электронном заявлении, и сообщит о сроке готовности паспорта. В назначенное время получите паспорт гражданина РФ. Документ можете получить только вы лично в руки.
И помните, неисполнение обязанности по замене паспорта гражданина РФ по достижении возраста 20 и 45 лет подпадает под действие части 1 статьи 19.15 КоАП РФ "Проживание гражданина Российской Федерации по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина Российской Федерации (паспорту)" и влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей. Данное наказание применимо также к гражданам, у которых паспорт утерян либо испорчен.
Подразделения по вопросам миграции прошли непростой путь своего становления и развития. Их функции и полномочия, претерпев значительные изменения, сегодня существенно расширились. И оттого, насколько удобно и доступно организована работа ОВМ, во многом зависит общий процент удовлетворённости граждан, обратившихся в отделы полиции за оказанием услуг. Сотрудники ОВМ МО МВД "Михайловский" делают всё, чтобы граждане получили услуги вовремя, в полном объёме и согласно законодательству.