В "Школе искусств" Михайловского района всё пропитано творчеством. Заходишь в фойе и понимаешь - здесь работают любящие своё дело люди. Как вокруг чисто, красиво и уютно! Яркие стенды дают представление о работе коллектива. Небольшая библиотека располагает к полёту фантазии. Выставка, посвящённая 75-летию Победы, заставляет задуматься. Здесь - в этой непохожей ни на что атмосфере - дети учатся понимать прекрасное.
- Елена Викторовна, расскажите, как вы пришли в профессию.
- Музыка со мною с детства. В школе я была активной участницей художественной самодеятельности. Частенько мы, детвора и взрослые, собирались в районе СМУ, и я играла на баяне, а глядя на братьев, начала осваивать и гитару.
В 1985 году поступила в музыкально-педагогическое училище в Благовещенске. Там всё складывалось хорошо: училась, подрабатывала там же, в кабинете музыкальной литературы. Это мне и помогало, и одновременно лишало меня многого, так как работать нужно было каждый день. Вставать приходилось в половине шестого, в шесть мы уже в училище играли на инструментах, в восемь утра начинались занятия и длились до половины шестого вечер а, затем я работала, опять играла и только к 23 часам приходила в общежитие. А потом нас ждали ещё и теоретические предметы.
Когда выпускалась из училища, меня направляли в московскую консерваторию по двум отделениям - баяну и хоровому дирижированию, но я вышла замуж, родила сына и решила вернуться домой. Мой преподаватель Николай Ильич Касаткин был в негодовании от моего решения. Но я рада, что в моей жизни сложилось так, как сложилось. Сначала я работала в детском саду музыкальным руководителем, потом в районном Доме культуры хормейстером и заведующей отделом по работе с детьми. В тяжёлые девяностые годы из культуры пришлось уйти. Зарплату по восемь месяцев не платили. Занялась торговлей. Чувство стыда было неимоверным: ко мне на рынке подходили родители детей, которые занимались у меня в РДК, спрашивали, почему бросила своих воспитанников. Я обещала им вернуться. И обещание своё сдержала.
- Каково было брать на себя руководство школой, которую собирались закрывать?
- Да, это было непростое время. Первый год был самым сложным. Я в буквальном смысле жила в школе. Могла прийти домой в четыре или в пять утра. Уставала так, что иногда хотелось просто сесть и написать заявление об уходе. Но я говорила себе: "Ты должна быть сильной", и снова шла на работу.
Конечно, всё это время меня поддерживали семья и коллектив, без них я бы не справилась. Вместе с супругом Александром Ивановичем и сыном Сашей клеили обои, стелили линолеум. Не отставали и коллеги-преподаватели - красили и белили.
За пять прошедших лет в школу вложено немало труда, средств, идей. Нам помогали и помогают родительский комитет, администрация района, спонсоры. В школе появилась новая мебель, приведена в порядок канализация и сантехника, изменился фасад школы и прилегающая к ней территория.
Но самое главное - наш коллектив поверил в себя, в свои силы. Мы доказали, что можем жить и процветать, что школа искусств необходима району. Подтверждает это и огромное количество дипломов и грамот, завоёванных нашими педагогами и детьми. Вот только несколько достижений. Лиза Иванова в 2019 году стала финалистом VIII-го Всероссийского фестиваля одарённых детей "Уникум" по направлению "Изобразительное искусство", в 2017 году Дарья Дорохова удостоена Диплома I-й степени регионального конкурса-фестиваля "Мы вместе". Серафима Демашина - дипломант III-й степени областного детского конкурса патриотической песни "С Днём защитника Отечества" (2020 год). Образцовый ансамбль "Кредо" - дипломант III-й степени областного фестиваля народного искусства "Амурский хоровод" (2017 год). Вокальная группа "Тик-так" - дипломант III-й степени Международного фестиваля детского и юношеского творчества "Весенняя капель" (2019 год). И этот список можно продолжать долго.
Раз в два года на базе колледжа искусств проходит областная теоретическая олимпиада. В позапрошлом году мы в первый раз принимали в ней участие, а через год заняли второе место. В этом году на олимпиаду преподавателями школы искусств была подготовлена группа детей, но в планы вмешался коронавирус, и олимпиады, к сожалению, не было. Но зато мы успешно подготовились к конкурсу им.П.И. Чайковского, который в связи с пандемией прошёл дистанционно, и наши ребята заняли призовые места.
Также педагоги с детьми принимают активное участие в дистанционных заочных конкурсах, которые проходят по всей России, в различных концертах, акциях, в районных и областных мероприятиях.
- По каким направлениям работает школа?
- В нашей школе дети обучаются на таких отделениях, как фортепианное, народное (баян, аккордеон), вокальное, художественное, хореографическое, декоративно-прикладное. С этого года возобновились занятия на духовых инструментах (блок-флейте, саксофоне, поперечной флейте). Помимо общих развивающих программ (3 года обучения), дети обучаются по программам предпрофессиональным (6-9 лет). Закончив обучение по такой программе, учащийся получает документ об окончании государственного образца, что даёт ему право поступить в среднее или высшее заведение.
Педагогический коллектив активно работает по общешкольной программе "Критическое мышление". Основная цель программы - через творчество дать ребёнку возможность для самовыражения. На занятиях дети пишут музыку, стихи, импровизируют за инструментом, за мольбертом.
С детьми занимается небольшой, но творческий и надёжный коллектив: Алла Григорьевна Зинченко, Анна Александровна Лемеш, Сергей Сергеевич Кравченко, Наталья Викторовна Демашина, Анжелика Валерьевна Мильчакова, Сергей Александрович Лиманский, Александра Сергеевна Каштанова. Большую помощь в работе оказывает завуч Анжела Халмухаммадовна Мансурова.
- Сколько учащихся в школе? И какой он - современный ученик школы искусств?
- Дополнительным образованием охвачено более ста человек. Набор в школу продолжается в течение всего первого полугодия.
Современные ученики более раскованы. В нашей школе, я надеюсь, им комфортно. Мы, педагоги, доверяем детям, они это знают и чувствуют. Обучение в школе искусств вырабатывает в учениках терпение, выносливость, умение в нужный момент сосредоточиться, настроиться на нужную волну. Концерты, экзамены, выступления на публике - всё это помогает подросткам стать более раскрепощёнными.
Здесь они дружат. Никто никого не обижает, все друг другу помогают. В оркестре вместе, в хоре вместе. Дети понимают, что если кто-то отсутствует, страдает весь коллектив. Поэтому стараются не пропускать занятия. Конечно, обучение не обходится без трудностей. Бывает ребёнок в силу занятости или по состоянию здоровья не успевает заниматься и появляется желание бросить школу искусств. В этом случае я прошу родителей не торопиться, хорошо подумать, а ещё лучше переждать трудные времена. И, как правило, ребёнок возвращается в прежнее русло, продолжая обучение в школе.
- А взрослые ученики у вас есть?
- Да. Взрослым предлагаются общеразвивающие программы. Любой человек с 18 лет без специальной подготовки может прийти к нам и обучиться по выбранной программе. В позапрошлом году у нас была выпускница 56 лет. Она закончила фортепианное отделение.
- Стезя педагога... Какова она, на ваш взгляд?
- Трудно не учить, трудно расставаться. За годы, проведённые с учениками, срастаешься с ними душами, а потом приходится "отрывать" их от себя, со слезами на глазах прощаться, отпускать в большой мир. Каждый преподаватель нашей школы относится к своим ученикам очень трепетно. Ведь в нашем деле родители помочь не в силах, успеха добиваются двое - педагог и ребёнок. А родителям - большое спасибо за понимание и терпение.
1 октября отмечается Международный день музыки. Хочу поздравить всех с этим праздником. Мы с ребятами готовим небольшой концерт, который хотим выложить в интернет. Также поздравляю всех педагогов с Днём учителя. Желаю здоровья, творческих успехов, не выгорать, оставаться самим собой, хороших и воспитанных учеников, понимающих родителей.
- Елена Викторовна, есть ли у вас хобби и хватает ли времени на него?
- Свободное время у меня летом. Только тогда я могу заняться любимыми делами: шить и вязать. Ещё я увлекаюсь нумизматикой. А чтобы отвлечься от работы, посещаю концерты или музей в Благовещенске. В позапрошлом году, например, я на десять дней уезжала в Санкт-Петербург. Главное - уметь переключаться.
- Ваши планы на будущее?
- Самое главное - сохранить и преумножить всё, чего мы достигли. Очень хотелось бы обновить инструменты в оркестре и поменять окна на стеклопакеты, потому что с окнами прямо беда - не открываются.
- Что в вашем нелёгком деле даёт силы?
- Силы появляются от доброго отношения. Когда к тебе относятся с душой, с человечностью, тогда и ты открываешь душу. Очень важно здоровье родных и близких. А ещё я люблю просто радоваться жизни, несмотря на частые бессонные ночи. Также черпаю силы, находясь на природе. И искренне радуюсь, когда вижу успехи учеников. А самое главное - силы мне даёт моя профессия, потому что я её люблю.