В этот день на суд экспертной комиссии, в которую вошли специалисты МУ "Методический центр" и учителя Поярковской школы, свои проекты вынесли шесть обучающихся образовательных организаций Михайловского района.
Всероссийский конкурс научно-технологических проектов "Большие вызовы" - это масштабное мероприятие для старшеклассников и студентов, которые занимаются научной или исследовательской деятельностью. В конкурсе принимают участие ученики 7-11 классов, а также студенты учреждений среднего профессионального образования 1-2 курсов. Цель конкурса - выявление и развитие у молодёжи творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.
Муниципальный этап конкурса является отборочным этапом регионального конкурса и организуется при поддержке Центра выявления и поддержки одарённых детей "Вега". Направления, по которым принимаются проекты в 2020-2021 учебном году в Амурской области, следующие: "Агропромышленные и биотехнологии", "Беспилотный транспорт и логистические системы", "Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение", "Генетика, персонализированная и прогностическая медицина", "Когнитивные исследования", "Космические технологии", "Нанотехнологии", "Нейротехнологии и природоподобные технологии", "Новые материалы", "Современная энергетика", "Умный город и безопасность".
По тематическому направлению "Агропромышленные и биотехнологии" на муниципальном этапе конкурса были представлены проекты Анны Горелкиной (МОУ "Зеленоборская СОШ") и Анны Логвиненко (МОУ "Димская СОШ"). Анна Логвиненко вместе со своим руководителем, учителем географии и биологии Л.Ю. Тулуповой задумалась над созданием школьной теплицы. Восьмиклассница считает, что сейчас в селе утрачиваются трудовые традиции, всё меньше и меньше молодых людей идут работать в сельскохозяйственные организации. Выход из создавшегося положения девушка видит в раннем приобщении детей к сельскому труду. Хорошо, если бы ребята ещё в школе учились работать на земле, ухаживать за растениями, чтобы в дальнейшем получали сельскохозяйственные профессии и возвращались на работу в село. Автор проекта уверена, что создание и организация работы школьной теплицы позволит решить проблему в обучении, воспитании, профориентации, трудоустройстве, социализации учеников Димской школы, даст им азы экономических знаний. В работе просчитана смета проекта, дана оценка рисков и предложены способы уменьшения их негативных последствий, определены ожидаемые результаты.
Когнитивные исследования провели в своих школах Елена Батальщикова (МОБУ "Дубовская СОШ") и Виктория Мишина из МАОУ "Михайловская СОШ имени Костенко В.Г.". В исследовании "Влияние гаджетов на когнитивное развитие детей подросткового возраста" Виктория Мишина под руководством учителя биологии и химии А.В. Гостюхиной решила установить, какую пользу приносят гаджеты для активизации познавательной деятельности подростков. Гаджет - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Их можно встретить в самых разных сферах деятельности: в спорте (фитнес-браслеты, спортивные устройства), медицине (электронные пластыри, экзоскелеты), в сфере развлечений (смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, очки для дополненной и виртуальной реальности). Гаджеты уверенно вошли в современную жизнь. С одной стороны, они упрощают выполнение каких-либо действий, а с другой - оказывают отрицательное воздействие на организм человека. Это касается его здоровья, общения, когнитивного развития.
В результате анкетирования обучающихся 6-10 классов автор проекта сделала вывод, что самым распространённым гаджетом среди подростков является сотовый телефон, который в большинстве случаев используется для общения и развлечений, но 53% учеников используют его для обучения. Также Виктория установила, что если подросток использует гаджет в познавательных целях, это положительно влияет на развитие его когнитивных функций (совершенствование внимания, памяти, логического и творческого мышления, речи, умения оперативно решать проблемные ситуации). Итогом данного проекта стало создание буклета с рекомендациями по правилам использования гаджетов для развития когнитивных функций подростков в образовательном процессе. Также в буклете приведён список полезных интерактивных образовательных приложений для школьников.
В прошлом учебном году все участники образовательного процесса - ученики, педагоги, родители - впервые масштабно столкнулись с таким понятием, как дистанционное обучение. Оно было введено в российских школах в силу известных причин. Ответы на вопросы, к чему привела "дистанционка" и как повлияла она на образовательный и педагогический процессы в целом, ещё предстоит найти. Сейчас же каждый может высказать только собственное мнение. Его, в частности, озвучил на муниципальном этапе конкурса "Большие вызовы" восьмиклассник Коршуновской СОШ Данил Гладков. В своём исследовании "Дистанционное обучение - NET!? Цифровая образовательная среда - ДА!!" (руководитель Н.Р. Глебова) он привёл историю дистанционного обучения, взвесил все его "за" и "против" (минусов у дистанционного обучения, кстати, было выявлено больше), согласился с разграничением понятий "дистанционное обучение" и "цифровая образовательная среда" и пришёл к выводу, что дистанционное обучение найдёт своё место в образовательном процессе на всех уровнях, и причём в самом ближайшем будущем. Однако сам автор исследования признался, что серьёзно подумает, прежде чем переходить на дистанционное обучение при получении среднего образования.
Продуктом исследовательской работы Данилы Гладкова стал лэпбук, который знакомит участников учебно-воспитательного процесса с плюсами и минусами дистанционного обучения и возможностью плавного перехода на дистанционное обучение с помощью цифровой образовательной среды.
По тематическому направлению "Космические технологии" проектную работу "Безопасность населения и сохранение работоспособности ступеней ракетоносителя" представили учащиеся Чесноковской школы Алина Филатова, Эдуард Жариков и Егор Кокарев.
По итогам муниципального этапа Всероссийского конкурса научно-технологических проектов "Большие вызовы", исходя из критериев оценки исследовательских и прикладных проектных работ (целеполагание, анализ области исследования, существующих решений и методов, качество результата, самостоятельность и индивидуальный вклад в исследование и другие критерии), на региональный этап отправлены работы Д. Гладкова, В. Мишиной и А. Логвиненко.