Дальний восток России… Быть может он действительно дальний для тех, кто никогда не видел его красоты, не познал простора его лесов и разноцветья полей, не ощутил бескрайнюю высоту неба и мощь полноводного течения Лены и Амура. Однажды ощутив себя частицей этого края, отдаёшь ему своё сердце без оглядки. Видимо, что-то подобное произошло с семилетним мальчишкой Петей Комаровым, приехавшим вместе с семьёй в далёком 1918 году по переселению из деревни Боево Крестецкого уезда бывшей Новгородской губернии (теперь это Ленинградская область). Отец - рабочий Кулотинской брезентной фабрики, много лет отдавший на предприятии частного владельца вредному цеху, решил переселиться на Дальний Восток. Ранней весной 1918 года он со всем семейством прибыл сначала в город Свободный, затем с суражевской пристани подался в зазейские места. Добрые люди посоветовали определиться в Поповке - небольшой деревеньке, из тех, что в одну улицу выстраивались на возвышенном берегу реки. Новосёлам-безлошадникам нелегко было обживать таёжные земли. Пришлось самим вручную выкорчёвывать пни, подкатывать брёвна для сруба. К осени кое-как управились, поставили избу, сложили печь. Только бы жить... А тут вскоре началась Гражданская война, борьба с японскими интервентами и белогвардейскими карателями. Горящие избы, кровавые расправы с мирным населением, бездомные сироты, беженцы... На всю жизнь это останется в памяти Петра.
Жизнь шла своим чередом. В девять лет Петя был незаменимым помощником матери, а когда здоровье отца пошатнулось и он слёг по весне, мальчик стал исполнять поручения старшего брата Василия.
Каждую свободную минуту мальчишка, обуреваемый жаждой познания, читал. Кажется, все книги, какие были в его распоряжении, Пётр перечитал. В те годы у него была уже заветная тетрадь со стихами. Он писал обо всём, что происходило вокруг и казалось значительным: в деревню пригнали трактор на диво крестьянам, открылась изба-читальня... Впечатления детства и отрочества потом отзовутся в стихах Петра Комарова, когда он повзрослеет и начнёт основательно пробовать свои силы в творчестве. Но для того чтобы стать поэтом, ему пришлось многое преодолеть в своей судьбе. Самый первый шаг, который Комаров отважился сделать, был связан с отъездом из Поповки. Комсомольская организация направляла его в школу крестьянской молодёжи.
Мать, Татьяна Семёновна, сшила ему рубашку из кумача; Петя обулся в ичиги, взял с собой кое-какие вещички, тужурку, шапку на всякий случай и побежал с котомкой за плечами к пароходу. В то время, да и позднее, по реке Зее ходил старенький колёсный пароходик "Брянта". Вот на нём он и отправился в город Свободный. Много будет у него потом дорог, но эта, как исток в горах, дающий начало большому течению, впервые обозначила его характер.
С 1926 года Пётр Комаров стал печататься в газете "Молодая гвардия", позднее - в хабаровском "Набате молодёжи". После окончания ШКМ Свободненский райком комсомола направил его в Благовещенский сельскохозяйственный техникум. Он и там учился хорошо, но агрономом не стал. Другая страсть влекла Петра Комарова - журналистика, литература, поэзия. И вот словно кто-то подслушал его тайные думы. Из техникума, который он так и не закончил, Далькрайком комсомола отозвал Петра для работы в редакции молодёжной газеты. Это был 1929 год, памятный во многих отношениях. Уже расходился по земле гул потревоженных деревень, стали известны первые опыты организации колхозов, и противоречивое отношение к ним вызывало разные толки. И без того трудная обстановка осложнялась конфликтом на Китайско-Восточной железной дороге, который, к счастью, был довольно скоро урегулирован, хотя жизнь дальневосточной границы оставалась неспокойной.
Но именно в такое время Пётр Комаров и появился в редакции газеты "Набат молодёжи" на Комсомольской улице Хабаровска. Было бы преувеличением говорить, что Пётр Комаров сразу же завоевал читательское признание. Да он и не торопился в начале 30-х годов печататься. Стихи давались ему не так-то просто. Возвращаясь из командировок, надо было выполнить задание, сдать очерк или статью на машинку: работа в редакции требует оперативности. Для стихов оставалось мало времени. Между тем это были годы взросления, творческого роста Комарова в окружении целой плеяды дальневосточных поэтов и прозаиков. Именно журналистская работа позволила Комарову объездить обширный край. Неистощимая любознательность, тонкая наблюдательность и трепетное чувство лирического видения помогли поэту найти свои темы, образы и интонации в поэзии.
Памятной осенью 1933 года из Москвы в Хабаровск приехал Александр Фадеев. По поручению А.М. Горького Фадеев должен был познакомиться с литераторами Хабаровска и Владивостока, помочь оформиться Дальневосточной писательской организации. Его приезд оказался кстати и завершился тем, что с помощью краевого комитета партии утвердили решение - издавать в Хабаровске журнал "На рубеже" (позднее "Дальний Восток"). Фадеев дал согласие быть редактором. А для Петра Комарова эта осень оказалась памятной ещё и тем, что в октябре он получил от горвоенкомата повестку и через несколько дней был призван в армию. Служить ему пришлось в Приморье, где его ожидал привычный труд газетчика.
В Хабаровск Пётр Комаров вернулся зимой, накануне Нового, 1936-го. В редакции "Тихоокеанского комсомольца" (так стала называться молодёжная газета) ему предложили должность заместителя редактора. В эти годы Комаров стал выступать со своими стихами по просьбе читателей. Ездил к морякам Краснознамённой Амурской флотилии, был на погранзаставах. Поездки вдохновляли.
Сторонка дальняя моя,
С перепелами вдоль обочин.
Твоею славой славен я,
Твоей заботой озабочен.
Благословен мой край, и в нём -
Наш труд, наш дом, где всё знакомо.
Я - нитка в знамени твоём
Над черепичной крышей дома.
Однако время неумолимо, шёл 1937 год, по всей стране разворачивалось страшное действие, ставшее реальной жизненной трагедией нашего народа. Один за другим исчезали в мрачных застенках НКВД талантливые литераторы. Были арестованы Е.И. Титов, П.Г. Кулыгин, члены Союза советских писателей. Они погибли. Несколько раз Петра Комарова вызывали на допрос. Потом он был уволен из редакции газеты "за утрату бдительности и связь с врагами народа". Когда друзья и знакомые при встрече с ним спрашивали, чем он занят сейчас, что пишет, Комаров отвечал не без иронии: "Отдыхаю...". В то время ему было двадцать шесть лет... К счастью, его оставили в покое, не к чему было придраться.
Поездка в деревню Чембары летом тридцать восьмого года была для Петра Комарова своеобразным подарком судьбы. Он как бы получил увольнительную от городской суеты и прибыл на свидание с природой. Впечатления от этой встречи неназойливо войдут в его творчество как обобщённые образы родного края. Между тем время, как и могучий Амур, неумолимо катится вперёд.
В сороковые годы, в самом их начале, творческая судьба Комарова складывалась обнадёживающе. Вышел первый сборник его стихотворений "У берегов Амура" (Дальгиз, 1940 г.). Он работал в журнале "На рубеже", который возобновил свой выход, стихи Комарова печатались на Дальнем Востоке и в Сибири. Во время войны он сотрудничал с краевым отделением ТАСС, печатался в "Тихоокеанской звезде", был активным корреспондентом газеты "Тревога", выступал на радио со своими стихами. В те годы периодически обострялась болезнь Петра Степановича, туберкулёз всё требовательнее предъявлял свои права на жизнь творческого человека. Врачи категорически запрещали ему поездки, командировки. Но, несмотря на это, в 1942 году, когда в Комсомольске-на-Амуре вводили в строй завод "Амурсталь" и там работала выездная редакция "Тихоокеанской звезды", Пётр Комаров до конца строительства оставался корреспондентом газеты.
Эта поездка на строительство "Амурстали" стала для Петра Комарова своеобразным катализатором воплощения его творческих замыслов. Выходят одна за другой его книги: сборник стихов "Время бесстрашных" (1941 г.), сатирические стихи "Как прусак попал впросак" (1942 г.), сборник стихов "С востока на запад" (1943 г.), рассказы "Загадка Кривой протоки" (1944 г.). Книги "Про наших рыб", "Забавная книжка про кошку и мышку", "Таёжные жители", сборник рассказов "Лесной гость" были написаны для детей. А в 1945 году вышли четыре его сборника в разных издательствах, в том числе и в Москве.
В поэзии Комарова ярко представлена тема исторического прошлого Дальнего Востока. Одним из его выдающихся творческих достижений в разработке этой патриотической темы, несомненно, является большое стихотворение "Сарана". В некоторых публикациях имеется подзаголовок "Сибирская легенда". Напевными и волнующими строфами начинает поэт легенду:
Среди трав на опушке лесной
У ручья, что звенит, как струна,
Каждый год расцветает весной
Непонятный цветок - сарана.
Он горит среди ясного дня,
Отряхнув полевую росу,
То - как жаркая вспышка огня,
То - как чья-то косынка в лесу.
Суть легенды в том, что по народным поверьям на этой опушке когда-то скончался сподвижник Ерофея Хабарова, которого схоронили у высоких берёз.
А весною цветок сараны
Из казацкого сердца пророс.
Похоронен недалеко и сам Ерофей. И вот с тех пор "всё сильней и сильней расцветает в лесах сарана".
Естественно, по-своему убедительно развёртывается комаровская "аранжировка" легенды.
…А ещё говорят старики:
Кто хоть раз прикасался к цветку, -
Ни ружья, ни меча из руки
На своём не уронит веку.
Он пойдёт, не страшась никого,
В бой за землю родную свою,
И прибавится к силам его
Сила прадедов в этом бою…
В легенде "Серебряный кубок" поэт знакомит читателей с потомком албазинских казаков: он передаёт сегодняшним молодым людям кубок, принадлежавший самому Василию Даниловичу Пояркову, который в середине XVII века возглавлял отряд, достигший впервые Амура. Пожилой казак с вдохновением рассказывает о счастливых событиях прошлого:
…И сразу забыты мороз и туман,
Ночлег по-звериному - в яме.
Казаки кричат: "Погляди, атаман,
Какая река перед нами!".
Вздымается солнце, и пар над рекой
Колеблется в розовых клубах.
Встал в лодке Поярков и машет рукой:
"Подайте серебряный кубок!
Другое ему назначенье дано -
Быть вечной утехой народу.
Но нынче, казаки, я пью не вино,
А эту холодную воду…
В 1950 году Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданные им в последние годы жизни: "Зелёный пояс", "Маньчжурская тетрадь" и "Новый перегон". К сожалению, Пётр Степанович не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года.
Оглядывая мысленно путь, пройденный Комаровым, думаешь о том, как много он сумел сделать за свою недолгую жизнь - трудную и всё-таки прекрасную в служении народу.
Вот его последняя исповедь:
Сторонка родная, где прожиты годы,
И дом, как маяк, у реки.
Войду в поговорку иль выйду из моды,
Припомнят меня земляки:
- Он жил для тебя и работал неплохо,
Бродил по дорогам лесным,
Был сыном твоим до последнего вздоха
И верным солдатом твоим.
Они для меня прозвучат как награда -
Простые слова земляков.
И лучшей награды поэту не надо
Во веки веков...