Журналиста, краеведа, археолога Новикова-Даурского называют то неутомимым искателем, то собирателем сокровищ. Для него же настоящими сокровищами были народные песни и частушки, которые он собирал по всей области, растения, из которых составлял гербарии, археологические находки и книги о Приамурье.
Григорий Степанович Новиков родился 14 октября 1881 года в г. Нерчинске Забайкальской (ныне Читинской) области в семье бедного мещанина: отец - печник, мать - поденщица. Без малого 80 лет длился его жизненный путь, и складывался он нелегко. По его собственным словам, ему пришлось много пережить лишений и неудач, нужды и горя, начиная с самого раннего детства. Осиротел в семилетнем возрасте и уже двенадцатилетним мальчиком пошёл работать по найму. Был подручным в кабаке, батраком у зажиточных мещан, коноводом на строительстве Великого Сибирского железнодорожного пути, рабочим в городской аптеке.
Детские и юношеские годы не прошли бесследно для дальнейшей судьбы Григория Степановича. Он вспоминал отца, который "много читал и читал хорошо вслух, больше приключенческую литературу и описание путешествий". От отца унаследовал любовь к чтению о путешествиях и приключениях. От матери "достался в надел терпеливый характер и уживчивость с людьми". Мать ознакомила сына с первоначальной грамотой, и читать он начал с пяти лет. В школу Гриша никогда не ходил и вообще никогда нигде не учился, позже в графе "образование" указывал "самоучка".
Замечательным человеком была бабушка. Она знала очень много сказок, песен, прибауток, пословиц и поговорок. "Через бабушку, - вспоминал Григорий Степанович, - я полюбил устную литературу, а отсюда и вообще фольклор".
Эту любовь он пронёс через всю жизнь. В 1949 году Г.С. Новиков-Даурский пишет: "Мои фольклорные записи, начатые в Забайкалье в 1901 году, в настоящее время достигают таких размеров: пословиц, поговорок, присловий до 8 тысяч, частушек около тысячи, много народных песен, загадок, суеверных заговоров и обычаев и т.д.".
Свои первые краеведческие занятия Григорий Степанович относит к началу 90-х годов позапрошлого века, когда он, будучи еще мальчиком, в подражание организатору Нерчинского музея, ссыльному народовольцу А.Н. Кузнецову собирал в окрестностях города насекомых, камни, были и археологические находки. Сборы свои сдавал в музей. С годами эта страсть не угасла, а, наоборот, всё развивалась и совершенствовалась.
В 1903 году Г.С. Новиков был призван на военную службу, определён во флот и направлен в Квантунский флотский экипаж в Порт-Артур. Здесь его застала русско-японская война, и во время капитуляции Порт-Артура он оказался в плену у японцев. После возвращения из плена в начале 1906 года на родину в г. Нерчинск он оказался под негласным надзором полиции, вынужден был часто переходить с одной работы на другую и, в конце концов, оказавшись без средств к существованию, переезжает с семьёй в Благовещенск, где и остаётся до конца своих дней (умер в апреле 1961 года).
Как сказала о нём писательница Любовь Антонова: "22 мая 1914 года со сходен "Зеи" на амурскую землю ступил человек, которому было суждено глянуть пытливым взором в её прошлое и сделать многое для её будущего".
Круг научных интересов Г.С. Новикова-Даурского весьма обширен. Он изучает историю Амурской области и публикует такие работы, как "Приамурье в древности", "Открытие Амура русскими и начало освоения края", "О названии Амур". У него множество статей по истории населённых пунктов области. Он лично исследует археологические памятники Приамурья, в том числе остатки древней крепости "Гора-Шапка" около села Поярково, и его работы по археологии не утратили научной ценности и сегодня. Его живо интересуют природные богатства нашего края, его растительный и животный мир.
Наряду с этим, он - активный организатор краеведческого движения. Особенное внимание уделял школьному краеведению и школьным музеям. Немало потрудился Григорий Степанович и на общественной ниве. Неоднократно избирался депутатом Благовещенского городского Совета народных депутатов, с 1933 года бессменный член кафедры географии Благовещенского педагогического института (ныне университета) им. М.И. Калинина. Г.С. Новиков-Даурский - автор многочисленных статей, публикаций, лекций, докладов, рецензий.
Сохранившиеся автобиографические заметки, дневниковые записи, обширная переписка дополняют его образ как человека сильного духом, бескорыстного, трудолюбивого, чья деятельность вся без остатка была направлена на пользу родного края.
Сегодня имя исследователя, ученого-краеведа, посвятившего жизнь изучению родного края, носит Амурский областной краеведческий музей.
Материалы, собранные Г.С. Новиковым-Даурским в ходе исследования Амурской области
Помимо личных воспоминаний в архиве хранятся и собранные в Амурской области Г.С. Новиковым-Даурским частушки, пословицы и поговорки, старинные русские и казачьи песни, словарь слов и выражений, используемых в Амурской области. Вот некоторые из них.
Пословицы и поговорки (1912-1927 гг.)
В июле хоть разденься, а все легче не будет.
Стояньем города не возьмешь.
Неправедная нажива - детям не разжива.
И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Ложью как хочешь верти, а правде путь один.
Земля - тарелка. Что положишь, то и возьмешь.
Не смотри на кличку, смотри на птичку.
Всяк петух на своем пепелище хозяин.
На грош амуниции, на рубль амбиции.
Смерть одна, да болезней тьма.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Господин гневу своему - господин всему.
Не топор кормит мужика, а июльская работа.
Хозяин по двору пойдет - рубль найдет,
назад пойдет - два найдет.
Верному другу нет цены.
Век живи - век надейся.
Игрок - кум вору.
Из словаря слов и выражений, используемых в Амурской области (составлен Г.С. Новиковым-Даурским)
Банзай - яп., то же, что русское "ура". В буквальном переводе значит "многие лета".
Блезирник - льстец.
Блезирничать - льстить другому фальшивой жалостью.
Безмен - 1. Вьюга. 2. Единица веса = 2 1\2 фунтам.
Бурхан - у монголов-буддистов - идол и название самого божества.
Даурия - часть Забайкальской области между Яблоновым хребтом и долиной реки Аргуни.
Дауры (даоры, дохоры, тахоры) - народ тунгусских племен в северной Манчжурии; до XVII века жили в Даурии.
Жулябья (жулябия) - шпана, кобылка. Сборище людей, не имеющих ни дома, ни хозяйства и переходящих с одного места на другое, например, приискатели.
Заламывание червей - особый суеверный обряд ломать и завязывать траву в огороде или хлеб на полях, где водятся вредные насекомые. Обряд этот делается всегда шептуном, знахарем с произношением соответствующего заговора или наговора.
Калита - кожаный мешок, в котором в старину носили деньги.
Клеть - в деревнях амбар, кладовая для разного имущества, без сусеков, закромов, для зерна и муки, холодная половина избы.
Ли - китайская верста = 267 саженей.
Пахтанье - остатки сыворотки и творога, выделяющиеся из сметаны при сбивании ее на масло.
Репье - 1. Листья у корнеплодов, например, у репы; 2. Струпья, гнойные нарывы, коросты на теле человека или животного.
Сирые - нищие, сироты.
Суровой (с ударением на последний слог) - 1. О детях: шаловливый, избалованный; 2. Неукротимая лошадь.
Казачья песня (времен 1-й империалистической войны)
Из тайги, тайги дремучей
От Амура, от реки,
Молчаливой, грозной тучей
На войну шли казаки!
С ними шла былая слава,
Беззаветна и грозна!
Через Вислу переправа
Забайкальцам не страшна!
Ни усталости, ни страха!
Бьются ночь и бьются день,
Порыжелые папахи
Лихо сбиты набекрень!
Эх, Амур, страна родная,
За тебя мы постоим -
Волнам Рейна и Дуная
Твой поклон передадим!
Нас сурово воспитала
Приамурская тайга,
Пурга грозного Байкала
И сибирские снега…
Дружно в бой, на вражью силу
Нам идти пришла пора!
С нами вместе атаманы
Урала, Дона и Днепра.
"Песню эту, в несколько иной вариации, слышал в вагоне между станциями Куенга и Приисковая в 1915 г. В июле 1949 г. слышал ее в с. Кумара - пели ее пожилые мужчины и женщины (б. казаки). У гр. Алешкова Афанасия песня эта была записана, и он дал мне переписать ее. Песню эту пел Шаляпин, и были даже граммофонные пластинки его напева. Песня, по-видимому, сочинена не здесь и автор ее для меня не известен. Данный текст, конечно, несколько изменен, "применяясь к месту". (Г. Новиков).