Путь к вере
Мой путь к Богу был достаточно длинный. Я долго пребывал в поиске… Родился я в г. Белогорске. Когда мне исполнился год, родители переехали в Зею, и всю сознательную жизнь я прожил в этом городе. Окончил школу, поступил в АмГУ на энергетический факультет. После вуза работал в строительной отрасли, в частности, участвовал в возведении Бурейской ГЭС, строил другие объекты не только в Амурской области, но и за её пределами. Прошёл путь от монтажника до начальника строительного участка.
Со стороны вроде всё было хорошо: работа, стабильный заработок, но не было удовлетворения, я находился в раздражённом состоянии. Уволился с работы, занялся собственным бизнесом - тот же результат: нет умиротворения, нет смысла жизни. Это я сейчас понимаю, что Бог тогда обращался ко мне, но я был, наверное, настолько зациклен на себе, на своём гневе, что не слышал Его. Тогда Богу пришлось применить, образно говоря, кардинальные меры, чтобы у меня открылись глаза. У нас с матушкой четверо детей. Когда родился младший сын, он сильно заболел. Месяц ребёнок находился в реанимации, врачи разводили руками. Вот тогда я начал молиться, пообещал Богу изменить свою жизнь, увидел Его и почувствовал Его промысел - на следующий день ребёнок был здоров! И после этого для меня не существовало прежней жизни, я понимал, что будет дальше.
Пять лет служил в приходе храма святителя Николая Мирликийского в г. Зея, помогал настоятелю иерею Александру Донесенко, поступил на обучение в Хабаровскую духовную семинарию. С 24 мая - настоятель Поярковского прихода Иоанна Кронштадтского.
О храме
Архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, зная о моём строительном прошлом и благословляя на новое поприще, поставил перед мной несколько задач: построить храм, познакомить людей с Богом и помогать людям.
С первоначальным проектом Поярковского храма я ознакомился. Проект очень дорогостоящий, воплотить его в жизнь не представляется возможным. Нам надо что-то приземлённое, реальное.
Сейчас рассматриваем три варианта. Во-первых, место на улице Ленина, где и планировалось строить храм. Там уже имеется котлован, под него можно сделать любой проект. Есть ещё вариант - по ул. Амурской, где стоит полуразрушенное здание. Также предлагают место, где до революции стоял храм в честь иконы "Всех Скорбящих Радость". Его строительство благословлял сам св. Иннокентий Московский, его посещал цесаревич Николай Александрович Романов - будущий царь Николай II. Это историческое место и, говоря церковным языком, намоленное. Сейчас рядом с ним находится стела павшим воинам. Если власти пойдут на то, чтобы выделить там землю, то мы соберём средства и начнём строительство с нуля. В любом случае, один я не вправе решать вопрос с месторасположением будущего храма. Надо встречаться с руководителями района и села, привлекать людей, которые заинтересованы в строительстве храма и готовы обсуждать этот вопрос.
Дореволюционный храм был деревянный. Но дерево - это и пожароопасно, и, в нашем случае, дорого. Конечно, хотелось бы строить современное здание, тёплое - из кирпича или с применением новых технологий - пенобетона, например. Это и долговечно, и качественно, и быстро возводимо. Да и акустика в каменном храме значительно лучше.
Построить храм - очень сложная задача. Особенно сейчас, когда и благотворители - предприниматели, неравнодушные граждане - испытывают недостаток в средствах, и коронавирус в мире бушует, накладывая свой негативный отпечаток на всех сферах жизни общества. Но надо не бояться, а продолжать делать начатое. Храм всегда строился всем миром.
Об учёбе
Сейчас я заканчиваю обучение в Хабаровской духовной семинарии. Вот недавно приехал с сессии. Следующая сессия - это уже диплом. В семинарии изучаем психологию, педагогику, много языков - латинский, древнегреческий, церковнославянский, на котором идут богослужения, английский, китайский. Древнегреческий учим для того, чтобы обращаться к первоисточникам, рукописям, сравнивать их с современными текстами, анализировать.
Для священника семинарское образование является обязательным. В 90-е годы прошлого столетия, когда люди массово начали приходить в храмы, священников не было. Ими подчас становились люди без специального образования, которые только сейчас, по прошествии десяти, двадцати лет, учатся в семинарии. Некоторые уже в преклонном возрасте, но всё равно учатся.
Работа священника - ювелирная. Мы работаем с людьми и не имеем право на ошибку, как и врачи. При этом врачам нужно обязательно знание анатомии, а священникам - знание души человеческой, божественных откровений. Больница - это врачебница тела, а храм - врачебница души. В храм приходят люди с личными проблемами, со своим жизненным опытом, порой негативным. Задача священника - наладить жизнь человека, попытаться подтолкнуть его к любви, которая является основой церковной жизни. Стяжание в себе этой любви - любви к людям, к Богу, взаимопомощь - это основное, на что должен ориентироваться человек.
О приходе и прихожанах
Территория моей пастырской ответственности (каноническая территория) - весь Михайловский район. Не везде я ещё побывал. Знаю, что часовни есть в сёлах Красный Яр, Шадрино, Михайловка. У жителей других сёл потребность в месте, где можно помолиться, поставить свечу, тоже есть. Я не говорю о специально построенном или переоборудованном помещении. Маленький уголок для верующих можно организовать в любом месте - в офисе предприятия, клубе, административном здании. Если мы сможем это сделать, владыка Лукиан пообещал помочь оборудовать уголки иконами, подсвечниками.
Несмотря на коронавирус, службы в церкви разрешены, но с соблюдением всех санитарных мер: масочный режим, обработка рук, дезинфекция помещений. Прихожан немного, но, я думаю, со временем люди придут в церковь. Сейчас многие из прежних прихожан уехали из района, отошли ко Господу или стараются не выходить из дома, боясь новой инфекции. Я понимаю, коронавирус опасен для пожилых людей, да и не только для них, но есть выход. Присылайте просьбы о молитве, имена тех, за кого молиться, на мой телефон 89622259993 (ватсап). Можно написать, можно позвонить по этому же телефону. В любое время дня и ночи я вас выслушаю, приеду на дом, если надо. Вместе с прихожанами мы постараемся помочь человеку в любой ситуации.
Храм открыт каждый день (понедельник - хозяйственный день) с 9 до 17 часов. В течение дня можно приходить, оставлять записки, посещать службы. Мы рады каждому.
Надо приобщать людей, которые сейчас находятся вне церкви, к вере, а это можно сделать только долгим, кропотливым трудом, ежеминутно показывая людям, что мы хотим им помочь - только приходите. Мир лежит во зле, и мы, к сожалению, уподобляемся этому миру: нас интересуют больше житейские, сиюминутные ценности, чем вечные, непреходящие. Так не должно быть!