Проходила конференция, как и предыдущая третья, в заочном режиме, то есть участники заранее присылали видеозапись защиты своего исследования, а члены жюри смотрели представленный материал в реальном времени.
В этом году в межрайонной конференции приняли участие 64 (в прошлом году 62) юных исследователя из 18 (в прошлом году - из 12) общеобразовательных учреждений области: Семёновской и Устьпёрской СОШ Свободненского района, Нижнеполтавской, Новопетровской и Константиновской СОШ Константиновского района, Овсянковской СОШ Зейского района, Марковской и Чигиринской СОШ Благовещенского района, Новобурейской СОШ № 1 (Бурейский район), из школ и гимназий городов Шимановск, Райчихинск, Белогорск, Благовещенск. Из Михайловского района участвовали дети Коршуновской, Калининской и Поярковской школ. Работа конференции была организована в десяти секциях.
Младшие школьники соревновались в секциях "Мои первые исследования" (1-2 классы) и "Шаги в науку" (отдельно 3 и 4 классы). Новшество этого года: проектные и исследовательские работы четвероклассников, помимо основного жюри, посмотрели и оценили преподаватели факультета педагогики и методики начального образования Благовещенского государственного педагогического университета.
В секции "Мои первые исследования" было представлено 7 докладов. Победила работа Артёма Корниенко из г. Шимановска "Как вырастить грибы "вешёнка" в домашних условиях?". Второе место поделили работы "Мороженое - лакомство не для всех" Марьяны Евграфовой (руководитель С.Ю. Бакума) и "Никто не забыт, ничто не забыто" Варвары Белоноговой (г. Шимановск). Третье место - у работ поярковских школьников Георгия Калмацуя ("Футбол - игра на все времена") и Виктории Костычевой ("Популярные relaх-игрушки"). Руководитель - Л.И. Цехместер.
В секции "Шаги в науку" среди третьеклассников - два победителя: Диана Мясоедова ("Польза козьего молока", руководитель О.В. Николаева) и Вадим Чернышов ("Компьютерные игры: польза или вред?", руководитель Е.А. Волкодав). Вторые места - у Ильи Онищенко и Полины Федюковой. Все школьники - из Пояркова. Третье место с работой "Изучение звука в разных средах" занял учащийся СОШ № 4 г. Шимановска Сергей Жигулда.
Среди четвероклассников победителем в секции (с учётом оценок преподавателей БГПУ) стала ученица Поярковской СОШ Ольга Холявка, которая вместе со своим руководителем Е.В. Вжещ определяла "Профессии прошлого, настоящего и будущего". Второе место - у участницы из Семёновской СОШ Свободненского района Марьяны Гордеевой (работа "Выращивание грибов в домашних условиях"). Третье место занял Павел Васюхно ("Грамотным быть модно!").
В остальных семи секциях исследовательские достижения демонстрировали обучающиеся 6-11 классов. В секции "История и историческое краеведение", к большому сожалению, второй год подряд проектов поярковских ребят представлено не было. Первое место заняла замечательная работа Артёма Мартиросяна "Армянская диаспора села Марково", второе место - серьёзная и основательная работа Анастасии Чалой из Устьпёрской СОШ Свободненского района "Определение названия и возраста старинной книги". Третье место - у шестиклассницы Новопетровской школы Марии Тарасовой, которая рассказала о бурятских традициях в своей семье.
В секции "Естественные науки" первое место поделили Александра Фёдорова из Поярковской СОШ № 1 ("Амурская флора в ландшафтном дизайне", руководитель В.А. Силаева) и Елизавета Сафина из Новопетровской СОШ. Второе место не присваивалось. Третье заняла работа девятиклассника Андрея Ильина из Новопетровской СОШ ("Размножение монстеры разными способами").
На удивление много в этом году было работ в секции "Химия, физика" - 13, поэтому организаторы конференции разделили их на две группы. В данной секции традиционно сильны работы коршуновских и калининских школьников. В этот раз они тоже не остались без наград. В первой группе лучшими признаны исследования коршуновских школьников Данила Полозова и Камилы Прилепской. Под руководством учителя химии С.А. Шило ребята изучали лимон и свойства воды. Третье место занял калининский десятиклассник Николай Черных (руководитель Г.В. Подойницына). Второе место в этой группе заняла София Бойко из Нижнеполтавской СОШ. Во второй группе в секции "Химия, физика" победила работа "Сравнительный анализ питьевой воды с. Белогорье из разных источников водоснабжения" Виктора Шендрика из школы № 24 г. Благовещенска. Второе место - у Валерии Алексеевой из с. Калинино Михайловского района, третье - у Евгении Габдулхаковой из с. Нижняя Полтавка Константиновского района.
В секции "Филология" исследовательские работы представили обучающиеся гимназии № 8 города Райчихинска, Поярковской СОШ № 1 и Семёновской школы. Первое и третье места члены жюри отдали райчихинским школьникам Елизавете Олифиренко и Виктории Чекалиной, второе место - у поярковского старшеклассника Сергея Перфилева (руководитель Н.Н. Захарчук).
Участниками секции "Информатика" стали обучающиеся городов Шимановск и Райчихинск. Они и поделили между собой призовые места. Темы исследований школьников - "Может ли робот рисовать?", "Робот-стрелок", "Создание 3D-моделей". Многие работы в этой секции выполнены с помощью оборудования центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". В нашем районе тоже есть несколько "Точек роста". Может быть педагогам стоит обратить внимание на эту область прикладного творчества школьников, подготовить с ребятами интересные проекты и представить их на следующей конференции.
Участниками секции "Социология, психология" стали обучающиеся Поярковской СОШ № 1, Новобурейской СОШ № 1 и Чигиринской школы. Первые два места заняли поярковские исследователи Алёна Магаляс ("Влияние психотипа личности на возникновение интернет-зависимости", руководитель В.А. Силаева) и Ангелина Исипенко ("Стресс в жизни подростка", руководитель А.К. Гришина). Третье место в этой секции заняла работа новобурейского одиннадцатиклассника Захара Ермишко "Самозанятость как способ трудоустройства и условия её осуществления".
Собравшись в актовом зале после завершения работы в секциях, члены жюри рассказали организаторам мероприятия и коллегам о лучших исследованиях и проектах, представленных на IV межрайонную конференцию, и высказали надежду, чтобы следующая встреча прошла в обычном, очном, формате, ведь слушать участников вживую не только интереснее, но и есть возможность задать им интересующие вопросы. В свою очередь организаторы поблагодарили педагогов школы, гостей конференции за работу в жюри, а юным исследователям пожелали новых интересных проектов и необыкновенных открытий.