Работа воспитателя - кропотливый и каждодневный труд, требующий много любви, терпения, сил и полной самоотдачи. Нужно уметь быть и ласковой мамой, и добрым другом, и мудрым наставником-учителем для малышей. Надо уметь выслушивать просьбы детей и на всё оперативно реагировать. Не каждый человек, получив эту специальность, сможет работать в детском саду. У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: "… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце". Накануне профессионального праздника мы поговорили с Валентиной Васильевной Орловой о жизни, профессии и, конечно, о детях.
- Валентина Васильевна, кем вы мечтали стать в детстве?
- Если вы спрашиваете о профессии воспитателя детского сада, то нет, конкретно о ней не мечтала. Хотя, как и любая девочка, играла в куклы и всегда любила находиться среди детей, жалела всех маленьких, если кто-то обидится, расстроится - обязательно подойду, обниму, пошепчу ласковые слова на ушко.
- Тем не менее вы стали воспитателем. Где получили эту профессию?
- В третьем педагогическом училище г. Благовещенска.
- Каковы, на ваш взгляд, главные качества воспитателя? Чему надо обязательно научить ребёнка в детском саду?
- Воспитатель должен быть добрым, терпеливым, справедливым, понимающим, нужно любить детей. Начиная работать, я считала, что главное - это научить ребёнка чему-то, сформировать у него необходимые умения, дать знания и подготовить к школе. Сегодня я понимаю, что это, конечно, нужно, но именно в дошкольные годы наиболее важно развить личность и способности ребёнка, научить его жить в коллективе. Я хочу и стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники к окончанию детского сада стали самостоятельными, трудолюбивыми людьми и патриотами нашей страны.
- Чем отличаются современные дети от детей поколения "девяностых" и "нулевых"?
- Они стали свободнее и раскрепощённее, умело обращаются с техникой, что порой идёт им только во вред. Раньше дети развивались, если можно так сказать, "тактильным" способом: мы рассматривали предметы, трогали, ощущали на вкус, запах. Дети вышивали мамам платочки на 8 Марта. Это являлось развитием мышления и моторики. Сейчас в приоритете мультимедийные технологии. Картинки, раскраски, мультфильмы… Хорошо это или плохо - не знаю… Но всё же ребёнок во все времена остаётся ребёнком: он любит сказки, верит в чудеса, стремится перевоплощаться и реализовываться в игре.
Современные федеральные государственные образовательные стандарты ДО предусматривают интеграцию и "проживание" ребёнком содержания дошкольного образования не только на занятиях, как это было раньше, но и во всех видах детской деятельности. Новая модель организации образовательного процесса должна реализовываться "прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка".
Я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью - мы следим за природой, за сменой времён года, работаем с песком, камешками, природным материалом, со льдом. На занятиях по финансовой грамотности мастерим детскую копилку, попутно знакомлю детей с простыми финансовыми терминами, мы обсуждаем, что такое деньги, как их заработать и на что можно потратить. Много внимания уделяю вопросам безопасного поведения детей на дороге, дома, на отдыхе. Большое значение имеет физическое здоровье воспитанников - в течение дня выполняем физкультминутки, регулярно проходят физзанятия. Спокойный, полноценный дневной сон также влияет на хорошее самочувствие детей.
- А как вы справляетесь с группой малышей, когда и с одним-то тяжело управиться?
- Нужно уметь организовывать детей, увлечь их какой-нибудь игрой, работой, исследованием. Я стараюсь, чтобы каждая минута пребывания ребёнка в детском саду была увлекательной, полезной и значимой. Но всё же главное - это любовь к детям. Когда они видят, что ты их понимаешь, слышишь, что ты им настоящий друг, тогда они для тебя горы свернут.
- С кем сложнее работать - с детьми или их родителями?
- С родителями, действительно, найти общий язык порой достаточно непросто. Самое главное, чтобы усилия и воспитателя, и родителей были направлены в одну сторону - на развитие ребёнка: нравственное, физическое, эстетическое и т.д. Родители - это наши коллеги в воспитании. Чтобы достичь взаимопонимания, проводим родительские собрания, готовим материалы о психологии ребёнка, о его физическом развитии, даём советы о том, как вести себя в той или иной ситуации.
- Валентина Васильевна, мы встречаемся с вами в преддверии Дня дошкольного работника. Поздравьте с праздником ваших коллег.
- В этот день нужно поздравлять не только воспитателей, но и помощников воспитателей, музыкальных руководителей, руководителей физического воспитания, логопедов, педагогов-психологов, методистов, заведующих - всех, кто причастен к дошкольному образованию. Все вместе мы делаем большое дело - растим и воспитываем новое поколение граждан нашей страны. И сколько бы ни говорили о совершенствовании педагогического труда и новых методиках воспитания, дети и их родители, как и прежде, ждут от нас доброты, чуткости и житейской мудрости. Пусть будет у вас, уважаемые коллеги, достаточно душевных сил, чтобы соответствовать этим ожиданиям.