Тема мероприятия - "Информационно-образовательное пространство МБОУ "Чесноковская СОШ" как условие для обеспечения и формирования гармонично развитой личности".
После вступительного слова директора школы Светланы Петровны Щербаковой участники разошлись по открытым урокам и внеклассным занятиям. Учителя иностранного языка посетили урок в 5 классе "Эти удивительные животные", который провела "земский" учитель О.Ю. Канчурина.
Об истории пограничной службы на заседании военно-патриотического клуба "Застава" рассказал преподаватель-организатор ОБЖ, учитель истории А.Ю. Бережной. К этому мероприятию силами сотрудников Поярковского районного краеведческого музея была подготовлена выставка "На страже границ Отечества", рассказывающая в фотографиях о тех, кто защищал государственную границу на Дальнем Востоке в период с 1858 года до второй половины XX века. Из исторической справки воспитанники ВПК "Застава", кружка "Юный друг пограничника" и юнармейцы узнали, что "пограничникам 1920-1930-х гг. приходилось нести службу в нелёгких условиях: бойцы жили в землянках, крестьянских избах. Продовольствия для людей и фуража для скота не хватало. Вооружение было слабым. Участки границы - протяжёнными (до 600 км). Большие трудности были со связью - для её поддержания применялась даже голубиная почта. Службу несли в основном пешие наряды. Один наряд охранял границу в 70-80 км. Не было протоптанных троп, пограничники с трудом пробирались сквозь густые заросли кустарников. Отсутствовали мосты через реки и протоки, воины были вынуждены переправляться на плотах". О Чесноковской заставе впервые упоминается в документах ветерана-пограничника Н.И. Филина, служившего там в 1939-1947 гг. В заседании военно-патриотического клуба принял участие представитель заставы, который провёл практическую тренировку и рассказал о современных задачах пограничной службы. В состав ВПК "Застава" и кружка "Юный друг пограничника" входят учащиеся 5-11 классов. В сентябре этого года чесноковские школьники стали победителями военно-патриотической игры "Амурская зарница-2022" в г. Райчихинске. (От имени А.Ю. Бережного, педагогического коллектива школы передаю слова благодарности Поярковскому районному краеведческому музею, пограничникам за помощь в подготовке мероприятия).
Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-9 классов "Маршруты к будущим профессиям" в рамках реализации проекта "Билет в будущее" провела учитель технологии, педагог-навигатор проекта М.Л. Павельчук, а видеоотчёт о работе "Точки роста" по направлению "Технология" представила гостям учитель начальных классов, технологии С.Ю. Бардакова.
Школьная музейная комната
В рамках единого методического дня гости побывали в школьной музейной комнате. Экскурсию по экспозициям провела педагог-библиотекарь Т.В. Волобуева. Начала Татьяна Валерьевна с небольшой коллекции археологических предметов: наконечники стрел, железные ножи, украшения и т.д. В своё время в археологических раскопках, проводимых специалистами, принимали участие и чесноковские школьники. Осколки керамической посуды и монеты разных лет, народов и достоинства жители села до сих пор находят при обвалах береговой линии и в своих огородах.
Следующий стенд информирует о становлении советской власти в Амурской области, Михайловском районе, о борьбе с интервентами. В экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, представлены подлинные документы жителей с. Чесноково - участников войны, которые составляют особую ценность музейной комнаты.
Наибольший интерес у ребят при посещении музейной комнаты вызывает уголок, где представлены предметы быта: самовары, утюги, прялка. Они были переданы в дар школе односельчанами.
Тема следующего стенда - освоение и заселение Амура, первопроходцы и исследователи, возникновение и развитие села Чесноково, образование колхоза и совхоза. В музейной комнате хранятся материалы о людях трудовой доблести: о тех, кто трудился в поле и на ферме, учил детей и лечил людей, охранял границу и честно выполнил свой интернациональный долг.
Материалы школьной музейной комнаты широко используются учителями на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях. Например, 1 сентября и 5 октября ребята могут прочитать информацию об учительских династиях, о педагогах разных лет, отдавших обучению и воспитанию детей ни один десяток лет. 23 февраля - хороший повод посмотреть фотографии односельчан - защитников Отечества, узнать об их жизни, о боевом пути. К 9 Мая в школьном музее обязательно проводятся выставки, классные часы. В День матери и 8 Марта ребятам рассказывают о женщинах-труженицах, рукодельницах, многодетных матерях.
Также музейные материалы служат основой для ученических исследовательских работ, рефератов и проектов, таких, как, например, "Наши земляки - участники Великой Отечественной войны", "Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны", "Репрессии в селе". Таким образом школьный музей является элементом образовательной инфраструктуры, выступает в качестве компонента воспитательной системы, механизма гражданско-патриотического воспитания, позволяя формировать у обучающихся школы основы российской гражданской идентичности, осознанного и уважительного отношения к истории и культуре своей малой родины, к людям труда.
Выставки семейного творчества
Выставки совместного творчества - это эффективная форма взаимодействия школы с семьями учеников. В результате такой деятельности у детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, они узнают о материалах, из которых готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы - ответственность, так как не могут подвести своего ребёнка, оставив без внимания организованную выставку.
В МБОУ "Чесноковская СОШ" выставки совместного творчества детей и родителей стали традиционными. Тематика их разнообразна - "Осенняя фантазия", "Природа и творчество", "Мастерская Деда Мороза", "Военная техника" и т.д. При планировании тем выставок педагоги стараются учитывать знаменательные даты, а также интересы и возможности родителей. Чтобы регламентировать проведение выставок, разработали положение о выставках совместного творчества школьников и родителей.
Каждой выставке предшествует подготовительная работа. В начале учебного года на родительских собраниях учителя знакомят родителей с темами выставок. Это даёт им возможность заранее продумать свои работы и подготовить для них материалы. Затем в группе класса WhatsApp указывается название выставки, сроки и условия её проведения и приёма работ. За неделю до выставки педагоги собирают экспонаты и выставляют их в коридоре. Это позволяет всем внимательно рассмотреть работы, понять основную идею. Для оформления выставки назначается ответственные педагоги: они готовят место, располагают экспонаты. Знакомство с выставкой проходит по двум направлениям. Во-первых, знакомятся с выставкой дети - обращают внимание на материал поделки, на задумку авторов. Задача педагога на этом этапе - развить у школьников наблюдательность, внимание, а также необходимое для художественного творчества умение видеть мир глазами художника. С другой стороны, родители, рассматривая экспонаты во время самостоятельного посещения выставки, черпают идеи и обсуждают с ребёнком будущие совместные поделки. Благодаря таким мероприятиям родители учатся организовывать совместный досуг с ребёнком и больше времени уделяют его творческому развитию.
Завершился единый методический день выступлением юнармейцев "Юнармия и мы!", подготовленным педагогом-организатором Ю.С. Федосеевой, и подведением итогов. Работники районного отдела образования и учителя муниципальных образовательных организаций поблагодарили педагогический коллектив школы за насыщенную и интересную программу. Участники мероприятия понаблюдали, как посредством своего уникального информационно-образовательного пространства школа обеспечивает условия для формирования ученика как гармонично развитой личности, увидели, как используют педагоги традиционные и современные формы и методы работы для воспитания успешных учеников и конкурентоспособных выпускников.