Бесспорно, без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего родителей, дом, родную страну, с уважением относящегося к другим народам. Для детей подготовительной (старшей) группы нашего детского сада формирование патриотизма и гражданственности начинается со знакомства с историей и культурой Приамурья.
В разгар ковидных ограничений, когда дети посещали младшую группу, совместно с родителями мы организовали литературный марафон "Амурские писатели - детям!", в рамках которого ознакомились с творчеством амурских писателей Л. Мерзляковой, Л. Лойс, Н. Дьяковой, М. Козловой, затем появилась идея создать собственные иллюстрации к прочитанным произведениям. Так появился проект "Читающая семья", который со временем наполнился другими творческими задумками.
В работе над проектом "Выходной день с семьёй" активное участие принимали родители дошкольников, составляя план мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. Все родители дошкольников принимали участие в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т.п. В Международный день семей мы с ребятами и их родителями поехали в село Ивановку, где посетили "Дивный сквер" и "Арбат", Ивановский краеведческий музей, узнали больше о быте нашего народа, флоре и фауне амурской природы, "зарядились" впечатлениями и новыми идеями.
В старшей группе ребята активно "путешествовали" по родному селу, знакомились с его достопримечательностями, историей. Мы с детьми и их родителями являемся постоянными посетителями районного краеведческого музея, исследовали самые интересные выставки: "День журавля", "Игрушки нашего времени", "Животные Амурской области", "Казаки дома" и т.д. Визиты в музей, изучение краеведческой литературы, экскурсии по памятным местам нашего села подтолкнули меня изготовить дидактическую игру "Моя малая родина", где дети, играя, знакомятся и закрепляют знания об истории села, его достопримечательностях, зданиях (торговые центры, административные здания, школы и т.д.).
В ходе празднования Великой Победы мы с детьми и родителями воплотили проект "В истории страны - история моей семьи": изучили биографии членов семей, дедов и прадедов, тех, кто воевал на фронтах и работал в тылу, затем сохранившиеся фотографии родственников разместили на стенде "Стена Памяти" в группе и рассказывали о них другим детям. Традиционно дети и родители приходят на митинг в День Победы на площадь, возлагают цветы к памятнику, участвуют в праздничном концерте с литературными и музыкальными номерами.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе общечеловеческие ценности: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру. В настоящее время мы с ребятами и родителями собираем посылки в зону СВО для наших воинов, пишем им письма, отправляем рисунки. Отправили видеописьмо с поздравлением к 23 февраля на фоне маскировочной сетки, в создании которой принимали участие дети и родители нашего детского сада. Также вместе с ребятами из волонтёрского движения "Волонтёры доверия" приняли участие в акции "Блиндажная свеча". В планах у нас много идей, и мы продолжаем работать над патриотическим воспитанием маленького жителя большой страны.