С информацией о внесении изменений в решение районного Совета "О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов" перед депутатами выступила начальник ФЭУ М.Н. Измайлова. Общий объем доходов районного бюджета на 2024 год составляет 1044427,6 тыс. рублей, на 2025 и 2026 годы 983683,2 тыс. рублей и 1124750,1 тыс. рублей соответственно. Всего доходы районного бюджета в 2024 году увеличились на сумму 38379,1 тыс. рублей, в 2025 и 2026 годах на 45,9 тыс. рублей и 148,5 тыс. рублей соответственно.
Расходы районного бюджета утверждены на 2024 год в сумме 1076841,2 тыс. рублей, на плановый период в сумме 987676,0 тыс. рублей на 2025 год и 1128647,1 тыс. рублей на 2026 год.
По расходам районного бюджета на 2024 год произведены изменения по муниципальным программам и непрограммным мероприятиям. По муниципальной программе "Развитие образования в Михайловском районе" в целом увеличены расходы в сумме 27129,8 тыс. рублей, в том числе на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей, подвоз учащихся к школам, на отопление и ремонт зданий образовательных организаций и другие цели.
По муниципальной программе "Развитие культуры и искусства в Михайловском районе" увеличены ассигнования в сумме 562,0 тыс. рублей по направлению "Ремонт памятников амурчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны и (или) с Японией 1945 года". По муниципальной программе "Развитие физической культуры и спорта на территории Михайловского района" увеличены ассигнования в сумме 148,0 тыс. рублей отделу образования по мероприятиям в области детско-юношеского спорта (участие в областных и региональных соревнованиях) и администрации района на аналогичные мероприятия в области массового спорта. По муниципальной программе "Модернизация жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Михайловском районе" увеличены ассигнования по направлению "Расходы, направленные на модернизацию коммунальной инфраструктуры" для приобретения котла в сумме 950,0 тыс. рублей, в том числе за счет областного бюджета - 912,0 тыс. рублей, местного бюджета - 38,0 тыс. рублей.
По непрограммным расходам запланировано увеличение ассигнований в сумме 4654,3 тыс. рублей, в том числе на финансовое обеспечение государственных полномочий Амурской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, на финансовое обеспечение государственных полномочий по организационному обеспечению деятельности административных комиссий, для ремонта административных зданий, увеличения заработной платы "указных" и "неуказных" категорий работников и на другие цели.
На данной сессии был заслушан отчёт председателя районного Совета народных депутатов Михайловского района Т.Н. Черных о проделанной работе в период с сентября 2023 года по август 2024 года.
В соответствии со статьёй 32 Устава Михайловского района районный Совет состоит из 17 депутатов, на сегодняшний день в состав районного Совета народных депутатов входят 14 человек. В своей деятельности Совет руководствуется федеральным и областным законодательством, Уставом района, регламентом районного Совета, планом работы.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены основные вопросы, регулирование которых отнесено к полномочиям представительного органа местного самоуправления. Исходя из этого, основной задачей районного Совета являлась нормотворческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности района, по решению вопросов местного значения в области экономической, социальной и бюджетной политики, определенных федеральным законодательством.
В настоящее время проводится работа по формированию реестра нормативно-правовых актов (НПА), что в значительной мере облегчает их отслеживание с целью приведения в соответствие с действующим законодательством. Все НПА, решения направляются в прокуратуру на соответствие действующему законодательству и для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов нормативных правовых актов". С учетом положений Федерального закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и во исполнение антикоррупционного законодательства каждым депутатом районного Совета в ходе декларационной кампании своевременно были предоставлены уведомления об отсутствии сделок на себя, своих супругов и несовершеннолетних детей.
За отчетный период от прокуратуры района получено 3 требования (о направлении соответствующих документов в прокуратуру, о внесении изменений в Устав, о величине порогового значения размера дохода и порогового значения стоимости имущества граждан); 2 представления (об устранении нарушения антикоррупционного законодательства, о своевременной регистрации изменений в Устав); 1 протест (о приведении в соответствие законодательству Положения о муниципальном земельном контроле). Всё было рассмотрено в установленные законом сроки.
В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. В этом году законодатель более жёстко регламентировал порядок обнародования (опубликования) нормативно-правовых актов (уставов в том числе) и вступления их в законную силу. В настоящее время официально обнародованным документом (нормативно-правовым актом) считается документ, обнародованный в СМИ, которое официально зарегистрировано как средство массовой информации.
Так как принятие Устава и принятие правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, депутатам постоянно приходится вести работу по совершенствованию Устава. За отчётный период дважды (на 13 и 18 сессиях) вносились изменения и дополнения в Устав Михайловского района.
Не менее значимым вопросом исключительной компетенции районного Совета являются утверждение районного бюджета, вопросы пополнения доходной части, использование бюджетных средств. В сроки, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением районного Совета (от 31.05.2024 г. № 19/125) утвержден отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Перед рассмотрением бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов были проведены публичные слушания. Также публичные слушания предшествовали отчету "Об исполнении районного бюджета за 2023 год".
Принятый депутатами бюджет на очередной год постоянно изменялся и дополнялся. За отчётный период районным Советом 9 раз заслушивались вопросы о внесении изменений в решение о районном бюджете. Внесение изменений в бюджет было связано с направлением средств на решение вопросов местного значения и выделение дополнительной помощи бюджетам сельских поселений, а также с поступлением субсидий, субвенций, дотаций из областного бюджета и их распределением. Общее состояние бюджета района характеризуется дотационностью, низкой обеспеченностью источниками средств и наличием дефицита, сохраняющегося из года в год. Районный бюджет формировался в условиях экономии бюджетных средств. Бюджетная политика в области расходов была направлена на оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, сокращение расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры. Приоритетными направлениями расходования средств районного бюджета оставались выплаты заработной платы с начислениями бюджетным работникам, содержание школьных объектов, оплата коммунальных услуг учреждений, финансовая помощь бюджетам поселений.
Кроме непосредственного рассмотрения вопроса об утверждении бюджета и внесении изменений в него, депутатами решались вопросы, связанные с проводимой органами местного самоуправления бюджетной политикой, а также велась работа по обеспечению эффективного использования муниципального имущества района. На 13 сессии районного Совета (решение № 13/97 от 17.11.2023 г.) депутатами был утвержден прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества муниципального образования Михайловский район на 2024 год. Такой план приватизации утверждается ежегодно и даёт возможность администрации района пополнить бюджет неналоговыми доходами и реализовать муниципальное имущество, не задействованное в обеспечении функций Михайловского района.
Районным Советом проводилась работа, направленная на поощрение и стимулирование граждан за заслуги в социально-экономическом развитии района. Районный Совет обращался с ходатайством к Законодательному Собранию Амурской области о награждении Почётной грамотой Законодательного Собрания в отношении 3-х жителей Михайловского района. Кроме того, по ходатайству председателя районного Совета 5 человек были награждены Благодарностью Председателя Законодательного Собрания Амурской области. Районным Советом было принято 3 решения, в соответствии с которыми 10 человек были награждены Почётной грамотой районного Совета. Благодарностью председателя районного Совета награжден 1 человек.
Согласно п. 1 ст. 9 Регламента районного Совета, основной организационно-правовой формой работы районного Совета является сессия. За отчетный период проведено 10 сессий. Средняя явка депутатов на сессии составила 77,5% (в прошлом году 76,3%). Все заседания носили открытый характер. Срывов сессий не допущено, отсутствующих депутатов по неуважительной причине не было.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внешний финансовый муниципальный контроль осуществляется контрольно-счетным органом. Реализуя контрольные полномочия, контрольно-счетный орган в районный Совет представлял заключения на проекты муниципальных правовых актов о бюджете района, отчеты о проведенных мероприятиях финансового контроля. Все материалы, поступившие по результатам экспертно-аналитической и контрольно-проверочной работы, рассмотрены.
Контрольные полномочия районного Совета, в соответствии с Уставом Михайловского района и другими нормативными актами, реализуются также путем заслушивания должностных лиц на сессии районного Совета по определённым вопросам. Так, на 12 сессии был заслушан вопрос об антитеррористической защищённости образовательных организаций на территории, на 17-й отчет о работе был представлен председателем контрольно-счетного органа. На 18 сессии рассмотрен вопрос о работе с семьями, признанными нуждающимися в предоставлении социальных услуг. Традиционным стало заслушивание вопросов, касающихся подготовки и хода отопительного сезона.
Работа с избирателями - одна из форм деятельности депутатов, закрепленная ст. 36 Устава района. Это приемы, устные и письменные обращения граждан. За отчётный год депутатам поступило 52 обращения, из них письменных - 1, устных - 51. Большая часть обращений связана с дорогами, скашиванием травы, приобретением и качеством угля, транспортом и связью, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг, освещением, бродячим скотом, собаками и другими вопросами.
В районный Совет поступило 44 обращения (из них одно письменное) по следующим направлениям: жилищно-коммунальные услуги - 10 (температурный режим, приобретение и качество угля, обслуживание многоквартирных домов, вывоз твердых бытовых отходов и прочее); дороги - 7 (очистка, грейдирование, освещение и т.д.); спил тополей - 3; медицина - 3 (устройство в больницу, ФАП, выплаты).
С обращениями жителей работает и общественная приемная Всероссийской политической партии "Единая Россия". За 7 месяцев 2024 года обратилось 49 человек. Больше 18% обращений касались здравоохранения, 16,8% - вопросы соцобеспечения, 14,7% - финансовые вопросы, 10,5% - предоставление жилищно-коммунальных услуг.
В решении вопросов большую помощь оказывали глава района, финансово-экономическое управление, заместители по социальным вопросам и по вопросам жизнеобеспечения, специалисты отделов. С помощью депутатов Законодательного Собрания Амурской области М.Ю. Логинова и А.В. Сарапкина решены вопросы приобретения жалюзи в ФАП с. Дубовое, лавочки в баню, музыкальные колонки в с. Воскресеновка, телевизор и принтер - в больницу, теннисный стол - с. Винниково, ноутбук - с. Калинино, компьютер - с. Михайловка, лавочки в парк - с. Зелёный Бор и др.
В отчётном периоде информация о проведенных заседаниях размещалась на страницах "Михайловского вестника", в информационной сети на сайте районной администрации.
В заключение Татьяна Николаевна Черных определила круг вопросов, на которые необходимо обратить внимание в ближайшее время, поблагодарила депутатов, главу района, его заместителей, руководителей секторов, отделов, специалистов администрации, глав сельсоветов за совместную работу, неравнодушие и ответственный подход к решению задач, стоящих перед депутатским корпусом района.
На сессии также были рассмотрены проекты решений "О согласовании замены дотации (части дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов", "О единовременных выплатах выпускникам профессиональных педагогических образовательных учреждений при поступлении на работу в муниципальные образовательные организации Михайловского района", "О внесении дополнений в приложение № 2 к Положению о муниципальном земельном контроле на территории Михайловского района", "Об утверждении реестра муниципального имущества МО "Михайловский район", "Об утверждении административных платежей, взимаемых администрацией Михайловского района". По всем вопросам повестки депутатами приняты соответствующие решения.