Европа же, которая диктует нам правила толерантности, сегодня озадачена миграционными процессами; некоторые страны просто закрывают свои территории для переселенцев из арабского мира, сотрясаемого последствиями передела сфер влияния так называемых сверхдержав. А мы начали принимать потоки вынужденных мигрантов в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века, когда на волне межэтнических конфликтов, возникших при распаде СССР, из бывших союзных республик началось великое переселение советских народов. Этот период для всех – болезненный, зачастую связанный с кровопролитием, и лишний раз бередить рану никому не хочется. Но история, бывает, повторяется. И, чтобы этого не случилось, надо извлекать из нее уроки…
Русско-турецкие отношения имеют свои глубокие корни. За период XVIII – XX веков Османская империя распространила свое влияние далеко за пределами одного государства, а вдоль побережья Черного моря – и вовсе в непосредственной близости с Российской империей. Кавказ был привлекателен для обеих империй. Приграничная Месхетия сегодня - часть Грузии, но она, населенная турками, служила плацдармом между воюющими сторонами, часто – нейтральной зоной и территорией для мирных переговоров. Местные турки говорят на восточно-анатолийском диалекте турецкого языка, родственными по языку народами они считают азербайджанцев, болгар-гагаузов, эдиссийских армян, кумыков.
В СССР эта часть Грузинской ССР слыла цветущим краем с трудолюбивым народом. Когда же началась Великая Отечественная война, около 40 тысяч турок-месхетинцев были призваны на фронт, 8 из них стали Героями Советского Союза. Вторая мировая, набирая обороты, втягивала все больше стран. Турция не выступила против фашистской Германии, предпочитая нейтралитет. Руководство СССР, сочтя ее неблагонадежным соседом, приняло жесткие меры к жителям приграничной Месхетии: переселило турок-месхетинцев в глубь страны, в азиатские республики СССР, где они и приживались десятилетиями: трудились, учились, создавали семьи, строили дома.
Ферганские события 1989 года, поводом к которым послужили драки между узбекской и турецкой молодежью, подняли турок-месхетинцев вновь с насиженных мест, и сегодня "азиатские" диаспоры живут в 10 странах мира. В том числе – в России, США и Турции. Новое грузинское правительство отказалось от территориальной реабилитации турок-месхетинцев, ссылаясь на то, что правопреемницей СССР, а значит, и его обязательств, является Россия.
Председатель Северо-Осетинского национально-культурного общества турок-месхетинцев "Ватан" ("Родина") Мехриали Зайналиевич Саражов (на снимке) – частый гость Моздокского Дома дружбы. Директор районного учреждения республиканского Министерства по вопросам национальных отношений Павел Михайлянц интересуется всеми проблемами НКО и оказывает помощь в их разрешении. И НКО живо откликаются на различные предложения по участию в культурной жизни района, в массовых мероприятиях, акциях благотворительности. Как редактор районной газеты, считаю, что местные СМИ оказывают положительное влияние на скорейшую интеграцию переселенцев в гражданское сообщество. Об этом и о многом другом мы беседовали с М. Саражовым, встретившись в Доме дружбы.
- Мехриали, в свое время, в XIX веке, многие осетины, подвергшись влиянию исламских идей турецких политиков, сотнями принимали мусульманство и уезжали на постоянное место жительства в Турцию. Сегодня у нас налажены тесные связи с осетинской диаспорой в Турции. А как вы попали в Осетию?
- Первоначально, в 1989 году, из Средней Азии мои земляки переселялись в Волгоградскую и Воронежскую области, Ставропольский край, Чечню, Ингушетию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию. Когда начались боевые действия в Чечне, оттуда бежали в Моздокский район. В Осетии нас приняли хорошо. Сегодня турки-месхетинцы проживают компактно в поселке Рамоново Алагирского района, в селе Красногор Ардонского района, в селах Ирафского района. В Моздокском районе наших больше всего – почти 3 тысячи человек: в поселках Калининском и Черноярском, селах Виноградном, Сухотском и Троицком, в городе Моздоке. Сперва переехали 10-15 семей. В Осетии мы прижились, и в Моздокском районе сегодня проживает около 300 семей турок-месхетинцев.
- Какие средства для жизни вы нашли в Моздокском районе?
- У нас до 30% населения имели высшее образование, были специалистами. Кто смог найти себе дело по специальности - работают, а остальные живут трудами на земле, которую нам предоставили в аренду или субаренду. Пробовали сеять разные культуры: что лучше приживалось, давало урожай, те виды мы и начали возделывать. Сегодня наши овощи - на рынках Моздока, вывозим их во Владикавказ и в другие города.
- Благосостояние ваших семей заметно растет: машины меняют на новые, покупают дома, расширяют бизнес, а главное – растет рождаемость.
- Да, дети – наше будущее, мы в них вкладываем многое, есть возможность – отдаем в садик, 100% их посещают школы, стараемся, чтобы занимались в спортивных секциях, кружках, музыкальной школе. Гордимся успехами детей: четырехлетняя малышка Надира Халилова в кирзаводском садике победила в конкурсе рисунка. Звание заслуженного тренера РСО – Алания получил Мустафа Садаев. Мало юношей, к сожалению, берут в армию, квота на призыв не позволяет. А так – служить готовы, ведь без службы в армии трудно устроиться на хорошую работу. Медицинское образование получают 15-20 юношей в вузах Владикавказа и Турции.
- Какими принципами руководствуетесь в воспитании молодежи?
- Мы – сунниты, исповедуем традиционный ислам, стараемся доводить его основы до каждого юноши и девушки с малых лет. Однако даем и светское воспитание: учим уважать законы той страны, в которой живем. Следим, чтобы наши подростки не совершали противоправных поступков, пресекаем вредные привычки. Ездил я в гости к своему осетинскому другу Малхазу в Германию. Европейская молодежь у меня восторга не вызвала. В Голландии, например, юноши и девушки - в наколках, хилые какие-то, все курят, да еще им места отведены для курения марихуаны… Что за дети у них родятся? Какое у них будущее? Наша молодежь тоже в чем-то подражает западному образу жизни. Девушки на свадьбах хотят вместо традиционного турецкого наряда надевать европейский. Мы, конечно, не желаем отрывать новое поколение от мира: Интернетом оно пользуется, есть спутниковые антенны, чтобы смотреть турецкие передачи и не забывать язык. Это больной вопрос: нет литературы и все меньше тех, кто умеет читать по-турецки. Зато много другой литературы, особенно по исламу, которая запутывает молодежь.
- А как с многоженством, оно ведь разрешено в исламе?
- Нет, - улыбаясь, резюмирует Мехриали, - у нас жены очень ревнивые, конкуренцию пресекают!
На этой юмористической ноте мы закончили беседу, но тему обещали продолжить…