Меня изрядно удивило, что никогда раньше мы о нем не писали, да и ничего не знаем вообще. Ведь столь талантливый исполнитель и композитор и прежде не мог быть незамеченным. Оказалось, что интуиция меня не подвела, он действительно уже успел узнать, что такое популярность.
"Великая" всемирная паутина выдала мне некоторые секреты о личности Юрия еще до того, как он пришел в редакцию, чтобы рассказать о себе. Оказалось, Ю. Мосесов – лидер необычной для обывателя этно-лаунжевой группы "Aguaflames", которая в 2008 году выпустила альбом "Ti qua". Он весьма успешно был презентован в Москве, а знаменитый рок-музыкант Борис Гребенщиков даже рекомендовал альбом к прослушиванию в интернет-сети. Песни группы стали звучать на волнах некоторых российских радиостанций, а популярные звукозаписывающие студии некоторых зарубежных стран купили права на их использование. Собственно, это совершенно неудивительно. В каждой композиции – целых два секрета привлекательности: упоительная музыка и… несуществующий язык, в слова которого каждый слушатель вправе вкладывать свой смысл. Это сделано не случайно. По словам Юрия, песня не всегда должна навязывать людям свою философию, она может позволить человеку слышать то, что ему хочется, а звучащий голос придает мелодии особый характер, объемность, целостность, настроение. Это все равно, что слушать песню на иностранном языке и, не понимая его, представлять что-то своё. Только в случае придуманного языка никто не знает перевода, даже сам автор песни. Одной из самых завораживающих композиций группы является "Kentaya". Она родилась случайно прямо в студии как импровизация, проба, а стала изюминкой альбома, такой себе "вишенкой на торте".
Вообще слово "случайность", мне показалось, стало ключевым в творческой жизни музыканта. Юрий и в музыку пришел случайно. Примерно лет в 7 он услышал по радио, как звучит саксофон, и был глубоко поражен, какое сильное эмоциональное воздействие может оказывать на человека мелодия. Музыка способна менять настроение людей, покорять их своей воле, успокаивать или же, наоборот, побуждать к действию. В руках гения она превращается в сильнейшее стратегическое оружие. Недаром даже в армии во все времена военный оркестр играл не последнюю роль в бою. С тех пор Юрий "заболел" желанием научиться "обладать" музыкой. Отец, будучи артистом театра, с удовольствием приобщал мальчика к этому виду искусства, занимался с ним игрой на гитаре, а когда Юрий окончил школу, отправил его из родного села Этока Ставропольского края учиться в Минераловодское музыкальное училище им. В.И. Сафонова. Юрий очень гордится, что преподавателем у него был ученик советского классического гитариста, композитора, дирижера, педагога, заслуженного артиста РСФСР Александра Иванова-Крамского Юрий Аргамаков.
А дальше судьба привела Юрия в Сочинское джаз-училище, но, видимо, совсем не для того, чтобы он выучился, а скорее, чтобы нашел единомышленников. С ними он создал группу и стал гастролировать. Сначала - по городским клубам, затем - в других городах и регионах. Учебу пришлось оставить, на нее просто не хватало времени.
Музыка рождалась у ребят порой прямо на сцене. Не сговариваясь, они легко подстраивались друг под друга, создавая композиции, переходящие одна в другую. "Так бывает, если музыку видишь сердцем", - говорит Юрий. Полуимпровизационная, танцевальная, живая, она быстро находила свое место в сердцах людей. Появились поклонники, деньги, возможности, соблазны. Но слава - тяжелое испытание для молодых. Некогда думавшие в унисон и без слов понимавшие друг друга люди словно говорили уже на разных языках. Коллектив распался. Юрий стал работать над более серьезными музыкальными композициями, а вскоре отправился покорять Москву.
15 лет жизни он провел в столице, и именно на эти годы пришлись как самый большой успех в его жизни на сегодня, так и самые большие разочарования. Именно в столице он создал "Aguaflames", выпустил первый альбом, познакомился с массой талантливых людей, вращался в мире российского шоу-бизнеса. Но большой город ничего не дает просто так. Он либо ломает людей, либо делает сильней, а бывает, что полностью меняет мировоззрение человека. С Юрием произошло последнее. Мир поклонников "золотого тельца", "мертвецов", как называет их Юрий, через какое-то время стал ему претить, появились другие приоритеты. Мораль, желание жить в мире с собой, умерить свою гордыню, найти и понять себя возобладали в его душе. И тогда к Юрию пришло совершенно неожиданное для него самого решение – служить в армии, где он в итоге открыл для себя возможность творить дальше не ради денег, а ради самого искусства. А к тому же, как он сам выразился, "в армии можно служить, а не прислуживать". В новой экспериментальной сотой бригаде, в которую он попал, Юрий создал музыкальную группу "Моздок", известную своими военными хитами "Геройство", "Сотая бригада", которая стала гимном части (слова в обеих песнях – генерала А. Фролова). За исполнение их на одном из мероприятий Г. Адамов, который в те годы занимал пост мэра города, подарил группе три великолепные гитары, которые музыканты имели возможность выбрать самостоятельно. Юрий и сейчас исполняет эти песни на различных мероприятиях военной тематики. Правда, группа постепенно прекратила свое существование, когда срок срочной службы музыканта закончился. Но, возвратившись в бригаду уже по контракту, Юрий благодаря пониманию начальства попал в оркестр. За это и за возможность заниматься любимым делом Юрий остался очень благодарен руководству части. Не каждый руководитель способен оказаться чутким, когда речь идет об истинном призвании подчиненных.
Сейчас Ю. Мосесовым написано уже более 80 песен в его любимом стиле этно-лаунж. Они вот-вот должны увидеть свет. Каждая из них рождалась почти случайно, в тишине ночи, когда глаза его уже слипались от желания уснуть, руки будто сами подбирали ноты на гитаре.
Юрию очень понравился Моздок, поэтому свой творческий путь он пока планирует продолжить именно здесь. "Городу нужна новая музыкальная струя", - говорит композитор, и в этом трудно с ним не согласиться.
Ю. ЮРОВА.