..Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля, —
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Р.Рожденственский.
Римма Валентиновна Калугина уже долгие годы работает в Параньгинском Доме детского творчества. Не просто преподает, вместе со своими подопечными — учениками Елеевской средней школы творит произведения искусства. Созданные детскими руками рисунки занимают призовые места на различных районных, республиканских и всероссийских конкурсах, удивляя неповторимым колоритом и творческим подходом. Несомненно, в достижениях воспитанников большая заслуга педагога, которая вкладывает в умы молодых частичку души и любовь к родной природе, людям — всему, что окружает ребенка...
Моя героиня в школьном возрасте училась в престижной Президентской школе в столице республики. “Любила рисовать, получалось неплохо, — повествует неторопливо собеседница. — При поступлении успешно сдала экзамены, на которых следовало нарисовать натюрморт и рисунок на свободную тему. После ее окончания продолжила обучение в Йошкар-Олинском художественном училище. С дипломом в руках поехала в далекий Ташкент к родителям”.
Родом мать и отец из деревни Верхний Нольдур Куженерского района. В былые перестроечные времена деревню признали бесперспективной. Многие уехали тогда, бросив жилые дома и земельные участки. Вместе с родителями, сестрами и братьями отправилась и 11-летняя Римма. Спустя три года одаренная девочка вернулась на родину, где продолжила обучение. Разлука с родными на долгое время порой становилась невыносимой. После завершения многолетней учебы в 1989 году полетела обратно к родным в солнечный Узбекистан.
Устроилась на работу в школу учителем рисования и черчения. Детская ностальгия по природе родного марийского края, утопающего в зелени лесов и разнотравья, с настоящей морозной зимой и яркой осенью все чаще овладевала настроением. Решилась вернуться. Устроилась на работу в Куженерский Дом культуры художником-оформителем. Была активистом художественной самодеятельности в ансамбле “Шонанпыл” (“Радуга”) — в течение трех лет получала дополнительное образование по народному творчеству. Неистощимый творческий потенциал потом воплощала в редакции газеты “Марий Эл” в качестве художника-ретушера. Коллектив редакции до сих пор вспоминает с теплотой и нежностью.
Встреча с будущим мужем перевернула спокойную устоявшуюся обыденность. Вышла замуж за помосьяльского парня, Иван — надежный спутник жизни. Всегда понимал творческую натуру супруги и во всем поддерживал ее, впрочем, как и их дети. Дочь Настя вся в маму — постигает тонкости рисования в Президентской школе. Семиклассник сын Федор тоже не равнодушен к рисованию.
Девятнадцатый год знакомит учеников Елеевской средней школы с азами художественного мастерства Римма Валентиновна. Почти шесть десятков воспитанников с удовольствием занимаются в объединении “Юный художник”. Стены кабинета увешаны работами талантливых ребят, которые не только перенимают мастерство руководителя, но и совершенствуют его, привнося собственные взгляды и мысли.
— Душой тянусь к юным созданиям, — мыслит вслух Римма Валентиновна. — Хочется научить всему, что умею сама. Мои подопечные становятся более наблюдательными, развивают внимание. Невозможно без добрых чувств, радостного настроения приступать к рисованию. Начиная занятие, напутствую: “Если плохое настроение, то не стоит и начинать...” Все должно идти от сердца: искренне, неподдельно, проникновенно.
В тесном содружестве с Татьяной Николаевной Чирковой учат ребятишек мастерству ниткографии (техника рисования нитью). Совместно готовятся к различным выставкам детских работ. Об успешности свидетельствуют многочисленные победы юных художников, которые с каждого конкурса привозят заслуженные грамоты и дипломы, деля радость победы с любимым наставником.