В соответствии с приказом Минтруда России от 30 августа 2019 г. №603 “О внесении изменений в Порядок реализации в субъектах РФ пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 ноября 2018 года №748” Республика Марий Эл включена в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых проводятся пилотные проекты.
Целью пилотного проекта по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта является стимулирование активных действий семей, относящихся к категории бедной, по преодолению ими трудной жизненной ситуации и выход семьи на более высокий уровень жизни для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода.
Право на оказание государственной социальной помощи в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 г. №442, имеют семьи (граждане), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного для Республики Марий Эл.
Другими словами, такое право имеют семья, трудоспособные члены которой имеют в совокупности официальный доход, не обеспечивающий минимальных потребностей каждого члена семьи, включая детей, либо не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом семья исчерпала все возможные варианты выхода из состояния бедности (истребование алиментов на детей, использование средств материнского капитала, извлечение дохода от продажи и сдачи в наем неиспользуемой недвижимости и техники и т.п.).
В состав семьи в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” включаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Члены семьи, включенные заявителем в ее состав, должны быть зарегистрированы вместе по месту жительства либо по месту пребывания (при наличии регистрации по месту жительства на территории Республики Марий Эл).
Механизмом реализации пилотного проекта является оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде предоставления заявителю денежных средств на мероприятия, определенные программой социальной адаптации семьи: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, которые могут включать в себя такие мероприятия: обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования (посещение ребенка детской дошкольной организации, в т.ч. частной); обеспечение условий для развития, воспитания и образования детей в семье (приобретение школьной формы и канцелярских принадлежностей); осуществление ремонта жилья и хозяйственных построек; подготовка к осенне-зимнему отопительному периоду; единовременная материальная помощь в случае пожара или чрезвычайной ситуации; экстренные меры помощи (оплата жилого помещения и коммунальных услуг, проезд на транспорте в жизненно необходимых целях, питание детей в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, приобретение продуктов питания, жизненно необходимых товаров и услуг, прохождение диспансеризации или иных мероприятий с сохранением здоровья); информирование о государственных услугах, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации.
Для оформления государственной социальной помощи на основании социального контракта заявитель предоставляет в многофункциональный Центр (МФЦ) или Центр предоставления мер социальной поддержки населения в Параньгинском районе (далее Центр) следующие документы: копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность всех членов семьи (гражданина) (если указанные документы не уничтожены в результате чрезвычайной ситуации или пожаре); справки о доходах всех членов семьи (гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; копии документов о степени родства и (или) свойства всех членов семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, либо свидетельство о перемене фамилии, имени, отчества).
А также копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (для граждан, имеющих инвалидность); копию документа с указанием реквизитов счета гражданина, являющегося заявителем, открытого в российской кредитной организации; согласие совершеннолетних членов семьи на обработку их персональных данных; анкету по форме, установленной Минсоцразвития Республики Марий Эл.
После подтверждения соответствия семьи категории “бедной” и права на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта Центром может быть проведено дополнительное комиссионное материально-бытовое обследование семьи.
Программа социальной адаптации составляется Центром совместно с заявителем и устанавливается на срок действия социального контракта.
Семья ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в Центр отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.
В период срока действия социального контракта комплексный Центр социального обслуживания населения в Параньгинском районе осуществляет его сопровождение и контроль за выполнением программы социальной адаптации.