На состоявшейся в конце февраля пресс-конференции с участием журналистов республики, которых пригласили руководители республиканского Департамента труда и занятости и отделения пенсионного Фонда России по Республике Марий Эл,
шел разговор на волнующую жителей тему перехода на электронные трудовые книжки. Как пояснили заместитель руководителя Департамента труда и занятости населения республики Владимир Мякишев и Управляющий ОПФР по РМЭ Владимир Орехов, плановый переход на электронные трудовые книжки начался с 1 января 2020 года. Цифровой документооборот предусматривает ряд положительных моментов для всех участников пенсионной системы: работников, нанимателей, самого пенсионного ведомства.
Что дает этот переход? Для работодателя — минимизация затрат на покупку, ведение и хранение бумажных трудовых книжек; снижение количества ошибок при оформлении кадровых перемещений и изменений; снижение количества запросов от пенсионного ведомства с требованием о предоставлении дополнительной информации о трудовой деятельности подчиненных. Для работника — прямой доступ к персональным данным о трудовой деятельности в режиме реального времени; дополнительные возможности для граждан трудоустроиться дистанционно; отсутствие необходимости посещать пенсионные ведомства для назначения пенсии; вся информация поступает по защищенным каналам связи; максимальный уровень безопасности персональных данных; возможность получения государственных услуг по данным электронных трудовых книжек.
Каждый сотрудник (работник) решает сам — сохранить обычную трудовую книжку или перейти на ее электронный вариант. Если работник все же решит сохранить первоначальную (бумажную), то наниматель будет обязан вести трудовую в обоих вариантах. Причем срока ведения бумажного документа не установлено. Те, кто решил сохранить бумажные книжки, должны до конца 2020 года написать на имя работодателя заявление.
Кроме того, что у работодателей вводятся новые формы отчетности, у работников появятся дополнительные возможности получить сведения о работе в любой момент. Их сформируют в виде бумажной выписки при личном обращении в ПФР, где подготовят полную выписку обо всех рабочих периодах заявителя; при личном обращении к работодателю — выписку о трудовой деятельности; при личном обращении в МФЦ, где уполномочены выдать аналогичные сведения, что и в пенсионном ведомстве; в виде электронной выписки в личном кабинете пенсионного Фонда РФ, где каждый сможет сформировать выписку самостоятельно в любое время, для этого достаточно доступа в Интернет и учетную запись в личном кабинете; на портале “Госуслуги”.
В случае, если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года, данные о его трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде. При устройстве на работу информация предоставляется либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. При увольнении работнику выдаются сведения или на бумаге, или в электронном виде. В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.
Собравшимися журналистами были заданы интересующие их вопросы, на которые, руководители ведомств дали обстоятельные ответы. Хочу добавить, что после перехода на электронную версию трудовой книжки вернуть ее бумажный вариант будет невозможно.