Передо мной наградной лист с сайта Минобороны РФ с характеристикой на рядового Шарафутдинова Нури Ахметовича (полное имя Нурмухамад), представляемого комбатом, майором Полоником к награждению орденом Красной Звезды” 31 октября 1943 года, где указано, что он “является самым дисциплинированным бойцом батальона, отважным в выполнении боевых задач, проявляющим мужество и стойкость в самые трудные минуты”. Это емкая характеристика нашего земляка, уроженца д.Тоштоял, ставшего вместе с отцом и матерью основателем-первопоселенцем д.Гайфуллино в 1929-1930 годах. Ему было в ту пору 18 лет.
Известно, что форсирование Красной Армией р.Днепр, которое Гитлер считал невозможным из-за невиданно сильной укрепленности фашистских войск на западном берегу реки, было осуществлено в сентябре-октябре 1943 года. Это было действительно архисложной задачей, которую ценой громадных усилий и немалых потерь великолепно выполнили во взаимодействии несколько фронтов Красной Армии.
Герой нашего повествования в начале войны прошел обучение в армейской автошколе в г.Вязники Владимирской области, всю войну и до конца 1945 года прослужил фронтовым водителем на машинах разных марок, в т.ч. и на американской “Студебеккер”. Он был опытным водителем и солдатом, старался безупречно исполнять все задания командиров, поэтому они в сложные и опасные рейсы предпочитали выбирать его.
На начальном этапе форсирования Днепра в силу боевой необходимости командование поручило ему другие ответственные задания: на моторной лодке доставлять на другой берег реки группы разведчиков и возвращать их обратно после выполнения боевой задачи. По ходу возведения переправы и использования ее для переброски личного состава и боевой техники, в том числе целой танковой армии, он, как боец отдельного батальона химической защиты 2-го Украинского фронта, “прикрывал дымовыми завесами переправу, курсируя на лодке по Днепру во время налетов авиации противника, создавая более безопасные условия для воинских частей, двигающихся через Днепр”, — так изложено в характеристике наградного листа. При выполнении названной боевой задачи нужно было проявлять бесстрашие и самообладание, когда немецкие бомбардировщики налетали армадами, стремясь разрушить переправу и остановить переправку войск Красной Армии через большую водную преграду. В результате своевременно и плотно установленных дымовых завес авиабомбы почти всегда падали до или после переправы. Можно представить, какой стоял гул и рев нескольких десятков фашистских самолетов, сбрасывающих бомбы со снижением или в пике, какой грохот стоял над рекой от разрыва сброшенных крупных авиабомб! Казалось уцелеть при таких бомбежках нет никакой возможности, т.к., находясь в лодке и на воде, нельзя спрятаться в траншее, прижаться к земле в окопе, боец бесстрашно должен был продолжать уплотнять дымовую завесу по всей длине переправы. Судьба уберегла бойца от гибели.
Ранение в ногу он получил от пули немецких автоматчиков, которые обстреляли его со своей лодки, когда он на западном берегу Днепра ожидал возвращения разведчиков. Пришлось ему многократно нырять, много часов просидеть в октябрьской холодной воде, держась за борт лодки. Нога ранена, автоматными очередями немцев мотор лодки выведен из строя и простреляны борта лодки у днища, в нее начала затекать вода. И еще разведчики не вернулись с задания в условленное время. Для принятия решения ситуация сложилась сложнейшая.
Только через двое суток наш земляк переправился на свою сторону, гребя веслом и вычерпывая пилоткой воду из лодки. Нога от ранения распухла, сапог снять невозможно и его залило кровью. На своем берегу лодку пришлось буксировать, как бурлак, за лямку через плечо, шагая где-то по берегу, где-то по кромке воды, но доставить ее в расположение своего батальона удалось, воинское имущество он сохранил, не бросил. Чтобы сапог снять, пришлось его полностью разрезать и по голенищу и по головке (сапоги были трофейные, крепкие и удобные, потом он долго жалел их), а рана ноги долго давала еще знать и после войны, перед сном он часто грел ее над подтопком печи.
Работая трактористом в первые послевоенные годы, фронтовику и его раненой ноге доставалось... Но эта фронтовая история этими событиями не закончилась, поскольку ему в этот раз не удалось доставить разведчиков обратно на свой берег, хотя он раненый прождал их вместо условленных суток в 2 раза больше.
Война — очень суровое испытание, и боец оказался под арестом в лазарете до конца расследования происшествия. Только через четверо суток он был освобожден из-под ареста, когда лишь один из разведчиков, прибыв в расположение части, рассказал о сложившейся непредвиденной и неудачной ситуации во вражеском тылу (подробности здесь мы опускаем). Подозрения с нашего земляка были сняты, ему была объявлена благодарность, а впоследствии, как было сказано в начале статьи, он был представлен и в ноябре 1943 года награжден орденом Красной Звезды.
В декабре 1943 года ему было предложено и он вступил в партию, но при передислокациях его кандидатские документы были утеряны, повторно был принят в партию в 1952 году после ударного труда в мирное время комбайнером, за что в 1951 году был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Марийской АССР — высшей госнаградой республики того времени. Таким образом, из хронологии видно, что в партию его принимали после проявления отваги в боях и после трудовых достижений. Командиры на фронте должны были на кого-то полагаться для выполнения сложных и опасных боевых заданий, а хозяйственные руководители — доверять освоение новой сельскохозяйственной техники таким новаторам. На войне командирам надо было поднимать в атаку солдат и нередко это делалось приказом “Коммунисты и комсомольцы, вперед!”. Погибали последние чаще и вместо погибших в партию и комсомол отбирали и принимали других бойцов, которые лучше проявляли себя в предыдущих боях и операциях.
Нурмухамад Шарафутдинов на разных фронтовых автомашинах, выполняя задания командования, исколесил Украину, Румынию, Венгрию, Чехословакию и Австрию, при жизни рассказывал своим детям о фронтовых маршрутах, о многочисленных городах, через которые пролегали фронтовые дороги. Очень часто эти рейсы были сопряжены с риском для жизни (скажем, перевозить бутылки с зажигательной смесью было очень опасно, на колдобинах одна разбитая бутылка превращала всю машину в факел).
Завершил свой боевой путь наш земляк в г.Вена — столице Австрии, на память осталась фотография от 14 мая 1945 года с орденом на груди, в этот день ему исполнилось 33 года.
После окончания войны он продолжал служить в армии еще полгода, был водителем трофейной легковой служебной автомашины армейского полковника. И тут служба оказалась не безоблачной, т.к. однажды в крупном городе ему было поручено доставить из советского штаба в свое расположение американца высокого чина — военного дипломата. На городском перекрестке по вине водителя другой грузовой автомашины произошла авария, американец при этом погиб. Снова был арест на период разбирательства о причинах и виновнике ДТП, только через 3 дня арест с него был снят с подпиской о неразглашении происшествия (потому что оно произошло с иностранным дипломатом-союзником и в мирное время).
Вернулся фронтовик домой 7 ноября 1945 года, провоевав долгих 4 года.
После войны, работая трактористом и комбайнером МТС, обслуживал колхозы района, трудился до 70 лет, в последние годы бригадиром мастеров-наладчиков (он окончил курсы трактористов при вновь образованной Параньгинской МТС в первом наборе курсантов зимой 1935-1936 годов. Перед этим он работал на шпалорезном заводе в г.Котельнич, а после женитьбы решил стать механизатором в своем районе. Так он снова стал хлеборобом). Работал с сыновьями на зерноуборочных комбайнах марок “Коммунар”, “Сталинец-6”, первым в районе ему доверили новый “СК-3”, который собрали в МТС вместе с сыном Билалом. Это было в начале августа 1958 года. В это время его старшие сыновья Габдульбар и Габдельнур убирали хлеба на “Сталинце-6”, а затем к уборке подключился новый комбайн “СК-3” тоже с семейным экипажем. В этот сезон на уборке урожая отработали два экипажа из одной семьи.
Нурмухамад Шарафутдинов был добросовестнейшим человеком, трудягой, стал передовым комбайнером района и республики, избирался депутатом, членом райкома партии, всю жизнь соответствовал своей фронтовой характеристике.
В условиях войны, при выполнении боевых задач люди распознаются легко и быстро становится ясно “кто есть кто”. Много советских людей при защите Отечества проявили подлинный героизм и победили, завоевали мир для будущих поколений. Благодаря им мы нынче дожили и отмечаем 75-летие Великой Победы. Советский народ-победитель заслуживает вечной славы! Мы глубоко и правильно чтим погибших ради Победы.
В то же время мы недостаточно помним и чтим искалеченных фронтовиков, скончавшихся от тяжелых ран в первые годы после войны, а их было немало. Наверное, только близкие помнят фронтовиков, у которых открылись раны спустя десятилетия после Победы, и они ушли в мир иной, как жертвы кровопролитной и жестокой войны. Так случилось с младшим братом героя статьи Мухамадкави, а другой — тоже младший брат Габделахат погиб в бою 22 февраля 1942 года в Донецкой области Украины.
Мы в неоплатном долгу перед фронтовиками, которые после войны в тяжелейших условиях неустанно трудились и подняли экономику района, республики и страны, чтобы жизнь их детей, внуков и правнуков была не такой трудной, какая досталась им. Нурмухамад Шарафутдинов дожил до глубокой старости и успел увидеть плоды Победы.
Мы в вечном долгу перед тружениками тыла, матерями, которые недоедая, недосыпая тяжело трудились, сохраняли и растили детей, чтобы они, повзрослев, стали передовиками производства и полезными стране. К примеру, старший сын героя статьи Габдульбар награжден медалью “За освоение целины”, стал заместителем министра в своей республике, за большой вклад в подготовку кадров рабочих профессий для республики удостоен ордена “Знак Почета” и 4 медалей, а также звания “Заслуженный работник образования республики”, второй сын Габдельнур трудился на суровом Севере бурильщиком, мастером нефтеразведочного бурения, удостоен знака “Отличник нефтяной промышленности СССР”. Двое дочерей фронтовика Рауза и Фаузия честно работали на стройках Усть-Илимской ГЭС и молодого города в Сибири и тоже удостоены наград и благодарностей. (Общеизвестно, что хлеб, нефть, электроэнергия, люди-кадры — это стратегические ресурсы страны). Все они вместе со своим поколением в 60-х—80-х годах прошлого столетия внесли свой вклад в превращение страны в сильную индустриальную державу, что до сих пор и поныне служит гарантом сохранения суверенитета страны.