Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Параньгинского района Республики Марий Эл

425570, Республика Марий Эл, Параньгинский район, пос. Параньга, ул. Тукаевская д.67
телефон: +7 (83639) 4-16-89, +7 (83639) 4-15-07
e-mail: ourlife@mari-el.ru

Дорога жизни

Течет река времени. Бурные потоки жизни уносят все дальше и дальше события Великой Отечественной войны. Давно залечены раны, нанесенные битвой, но память о ней жива в каждой семье моей Родины. Не обошла стороной война и мою семью.

Течет река времени. Бурные потоки жизни уносят все дальше и дальше события Великой Отечественной войны. Давно залечены раны, нанесенные битвой, но память о ней жива в каждой семье моей Родины. Не обошла стороной война и мою семью. По линии папы и мамы родную землю защищали дедушки и прадедушки, их двоюродные братья, дяди...

Яков Николаевич Ямаев, уроженец с.Олоры, прожил долгую, трудную, но счастливую жизнь. Вместе с Дарьей Родионовной воспитали восьмерых детей.

В январе 1941 года он был призван в армию, затем началась Великая Отечественная война. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями “За победу над Германией”, “За оборону Ленинграда”, юбилейными медалями, правительственными благодарственными письмами. Ветеран и ударник коммунистического труда. После войны и до выхода на пенсию работал начальником почты в с.Олоры. А еще у него было любимое увлечение — шитье марийского национального костюма. Бережно храним его воспоминания военных лет.

“Немцы стояли перед Ленинградом. Они поняли, что мужественный город нельзя захватить штурмом, и решили заморить ленинградцев голодом. В народе родилась идея постройки ледовой автомобильной трассы через Ладожское озеро. Все зависело от тридцати километров ледяного пути по Ладоге. Это самый рискованный и самый опасный участок, проходивший на виду вражеских огневых позиций. Блокадная жизнь не оставляла времени для раскачки. Сокращались хлебные нормы населению города до 125 граммов. А солдатам давали 100 г сухарей и 300 г блокадного хлеба. И даже этим пайком делились с ленинградцами. Голод подгонял.

Спасение пришло 19 ноября 1941 года, когда первые подводы с хлебом прибыли в город. Дорога жизни была пробита. Затем была открыта военно-автомобильная дорога по озеру. Эту дорогу сами солдаты называли “дорогой смерти”, где на каждом метре погибали люди. Несколько раз тонул в ледяной воде, но остался жив только благодаря боевым друзьям. Настоящим бедствием на Ладоге был пронзительный ветер. Стоило ему задуть, как на озере делалось белым-бело, не видно ни берегов, ни машин, ни даже воина-соседа, шагавшего рядом. Бывало, замерзали на ходу моторы грузовиков, падали пешеходы, часто засыпали навсегда, не добравшись до тепла. Гитлеровские самолеты сбрасывали бомбы. Страшно гудело ледяное озеро. А движение продолжалось. На каждом километре озера стояли серебристые плиты, на каждой из них была пятиконечная звезда. Они служили маяком для машин и людей.

Главными героями Дороги жизни были водители грузовых машин, ладожские дорожники. Не будь их, Дорога жизни никогда не смогла бы стать кормилицей блокадного Ленинграда. На ладожском льду были особые правила. Грузовые трассы менялись, не всегда ледяной покров мог выдержать нагрузки. В начале 1942 года по озеру шло 9 автомобильных трасс, в конце 1942 года их стало 60. Ледяная дорога разбивалась на участки, которые закреплялись за воинами-дорожниками под их личную ответственность. Когда продолжались снеговые бури, движение автомобилей останавливалось. А застрявшие машины обрастали сугробами, в каждой из них ждал помощи шофер. Одних успевали спасти, других находили замерзшими. Рядовой Ямаев защищал Дорогу жизни от немецких самолетов. Случалось, на позицию зенитчиков обрушивались десятки бомбардировщиков, кругом грохотали взрывы. Сама жизнь на льду была мучительной, здесь несли боевую вахту, а это требовало физической закалки.

В январе 1943 года началась операция “Искра” наших войск по прорыву блокады Ленинграда. Наша часть находилась против шлиссельбургско-синявского выступа. Это место немцы называли “фляшен-хальс”, а мы — “бутылочное горло”. Ширина этого выступа до 17 км, а глубина около 15 км. За многие месяцы блокады враг превратил его в мощный укрепленный район с разветвленной системой различных инженерных сооружений. На таком выступе стояли артиллеристы. Яков Николаевич был наводчиком орудия. Против немецких танков использовали 76- и 45-миллиметровые гаубицы... Блокада была прорвана. Пробитый вдоль берега Ладожского озера коридор шириной 8-11 км восстановили, прямая сухопутная связь Ленинграда со страной была открыта.

Рядовой Ямаев служил на Брянском, Ленинградском фронтах, был артиллеристом, дослужил до звания сержанта. Освобождал Брянск, Смоленск, Оршу, Витебск. В белорусских лесах приходилось сражаться вместе с партизанами против немцев... Был два раза ранен и контужен... Домой вернулся инвалидом.

Не забыть нам трудные годы войны, ибо очень долгим был путь до заветной Победы...”

“Дорога жизни” сержанта Ямаева не только спасла Ленинград, но и позволила накопить силы для Великой Победы. С любимым и добрым мы попрощались навсегда летом 2005 года. Каждый год 9 мая дедушке Якову и всем солдатам-победителям возлагаем цветы. Знай, мы будем помнить тебя всегда!

И мне хочется еще раз напомнить политикам стран Европы, что наш народ победить нельзя. Никогда и ни перед кем не стоял он на коленях! Об этом хорошо говорят строки:

Не знали враги, что герои бессмертны:

Их можно убить.

Покорить их нельзя

Автор: В.Я.ЯМАЕВ, капитан запаса. г.Белгород.

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 286

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика