“В черемисском селе Куракино (Мата-Родо) школа открыта с 7 октября 1874 года”, — так писал в своем “Кратком очерке состояния начальных училищ в Уржумском уезде со времени открытия уездного училищного совета по 1 октября 1980 года” инспектор народных училищ Уржумского уезда Вятской губернии В.К.Магницкий. В первые годы школа, находившаяся в частной квартире пономаря Василия Немчинова, содержалась на средства священника Павла Зубарева и дьякона Павла Лупова.
За почти полувековую историю сменилось множество руководителей Куракинской школой. Пожалуй, самое продолжительное время в должности директора — с 1985 по 2017 годы трудился Василий Абросимович Антропов, которого добрым словом вспоминают не только коллеги и служащие школы, а каждый сельчанин.
С ноября 2017 года на должность руководителя школы был назначен Сергей Митрофанович Попов. Пришел сюда в 1996 году после окончания Марийского государственного университета, где отучился на преподавателя физики. Перестроечные времена. Педагоги на тот момент не получали зарплату по полгода. Настроения никакого.
Молодой учитель подумывал о расставании с педагогической деятельностью. Остался вопреки всему. Наверняка не мог подвести своего наставника — математика Николая Ивановича Кузьмина и молодых коллег — историка Василия Михайловича Гордеева, физика Василия Ивановича Васильева, преподавателя по изодеятельности Геннадия Григорьевича Князева и других...
Последние шесть лет трудился заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Три года назад возглавил коллектив школы. За четверть века, проведенные в стенах учебного заведения, понимал значимость должности руководителя и связанную с ней административную роль. Сегодня об этом и многом другом наша беседа.
— Сергей Митрофанович, взваливая на себя столь тяжелую ношу, были сомнения?
— Сомневался более всего в одном — смогу ли вести педагогический коллектив в том же творческом настрое, каковым он был при В.А.Антропове. Его богатейший опыт и свой собственный помогали мне строить работу особенно на первых порах. Должность школьного руководителя всегда более творческая, нежели административная. И все же директор обязан быть успешным управленцем.
Радует, что в последние годы образование становится приоритетным. В рамках федерального проекта “Цифровая образовательная среда” в этом году нам вручили 15 ноутбуков для учащихся, один — для преподавателей, три — для использования в административно-хозяйственной деятельности и интерактивную доску (панель).
— Директор в ответе за всех и вся...
— Не могу не согласиться. Чтобы не сбиться с верного “курса” (на нас часто влияет каждодневная рутина), он должен правильно осознавать основу своей деятельности, отвечая на вопрос: “А для кого я работаю?” И здесь ответ должен быть только один — для каждого ученика. Из чего следует, что он в ответе за образовательные результаты и безопасность детей. Поэтому является прежде всего защитником интересов детей.
В нашей школе совместные усилия педагогов направлены на функционирование школы в современном формате, которая будет динамично развиваться, предоставляя качественное образование. Многие привычно поругивают систему образования, не утруждая себя отслеживанием реальной картины дел, которая изменилась за последние годы в лучшую сторону.
У нас, как и в других учебных учреждениях, большое внимание уделяется выходу в публичную сферу — средства массовой информации, социальные сети. Директор должен быть коммуникатором. Для начала следует общение с коллегами внутри коллектива, разъяснение происходящего в школе, в системе образования, почему принимаются те или иные решения. Считаю, что нужно быть понятным людям.
В прошлом учебном году в период распространения коронавирусной инфекции пришлось перейти на дистанционное обучение. В основном обучались через социальные сети. Трудность заключалась в том, что не у всех подопечных — высокоскоростной Интернет.
— Главный результат работы директора — это успехи его школы, то есть учителей и воспитанников.
— В этом и заключается моя каждодневная деятельность. Среди преподавателей школы бывших и нынешних немало заслуженных работников образования, которые внесли большой вклад в образование подрастающего поколения. Наши педагоги выигрывали гранты на самых различных уровнях. К примеру, учительница начальных классов С.М.Максимова была удостоена гранта Президента Российской Федерации Владимира Путина. А совсем недавно Светлана Михайловна стала победителем в республиканском конкурсе “Лучший учитель марийского языка-2020” и будет представлять Республику Марий Эл во Всероссийском конкурсе в столице России.
Учащиеся школы — достойные преемники своих педагогов. Принимают участие в самых различных конкурсах районных, республиканских и всероссийских, занимая призовые места. В прошлом учебном году ученица 10 класса Ксения Князева стала призером республиканского конкурса по этнокультурным предметам (учитель — Нина Алексеевна Семенова). Воспитанники Олега Леонидовича Золотарева неоднократно выступали на республиканском этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре, становились призерами. В зимнем и летнем полиатлоне совместно с командой Елеевской средней школы наши учащиеся под руководством Василия Михайловича Гордеева заняли первое место в районе и показали достойные результаты в республике.
— Среди ваших нынешних коллег есть бывшие выпускники?
— Большинство наших учителей и есть они. К тому же в школе учительствуют целые династии замечательных педагогов, к примеру, Гордеевых, Трофимовых, Бессоновых... Практически все родители обучающихся — тоже наши выпускники. Им, как никому другому, до боли знакомы школьные нужды и проблемы. К решению многих из них “приложили руку” папы и мамы, бабушки и дедушки подопечных.
Несмотря ни на что обновляется педагогический коллектив. В их числе учителя начальных классов — Алена Морозова, Людмила Васильева, Диана Федорова; физической культуры — Сергей Трофимов.
Большой яблоневый сад, внушительных размеров огород, где своими силами выращиваем овощи, содержатся в надлежащем состоянии, ежегодно радуя большим урожаем.
В преддверии профессионального праздника — Дня учителя хочу поздравить всех педагогов и поблагодарить за преданность делу, терпение и понимание, щедрость души, интересные идеи и творческие задумки. Желаю вдохновения, способных и талантливых, благодарных учеников и их родителей.