Указом Президента РФ Владимира Путина “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2020 года” Правительству и Госсовету страны было поручено скорректировать национальные проекты в трехмесячный срок, конкретизировать их цели и задачи, основываясь на реалиях.
Сегодня наша беседа с руководителем отдела образования и по делам молодежи администрации Параньгинского района Гульсум Хайбрахмановной Габдрахмановой.
— Исходя из данного Указа, надо понимать, что последуют скорректированные изменения в федеральном проекте “Образование”?
— Да. До конца октября Министерству просвещения России следует их представить. Министр ведомства Сергей Кравцов акцентировал внимание на доступности и равных возможностях получения общего образования для всех граждан, на развитии цифровой образовательной среды и кадрового потенциала системы общего образования, патриотическом воспитании. Сегодня усилия направлены на обеспечение школ, в особенности сельских, необходимым оборудованием, в том числе на электронное обучение и повышение квалификации учителей.
Наш район принимает активное участие в реализации национального проекта “Образование”. В Параньгинской средней школе в рамках федерального проекта “Современная школа” открылась “Точка роста”, на создание которой было потрачено более 1,5 млн. рублей. Для поддержки талантливых детей и проведения профориентационной работы по проекту “Успех каждого ребенка” поступило оборудование на 200 тыс. рублей.
Успешно реализуется и федеральный проект “Цифровая образовательная среда”. В текущем учебном году Куракинская и Олорская средние школы получили интерактивные комплексы с мобильным креплением и вычислительным блоком, многофункциональное устройство и ноутбуки для педагогов, обучающихся и управленческого персонала. Общая сумма поставленного оборудования составила более 2 млн. 109 тыс. рублей. Распоряжением Правительства РМЭ оно передано безвозмездно в муниципальную собственность.
Все это позволило улучшить материально-техническое обеспечение, полноценно реализовать предмет “Технология”, коррекционные занятия и дополнительное образование.
Согласно проекту “Будущий учитель” педагоги района прошли курсы повышения квалификации в г.Чебоксары. Несмотря на успешную реализацию современных цифровых технологий, считаю, традиционные формы обучения не должны подменяться ими.
— Как Вы считаете, каким образом возможно достигнуть вхождение Российской Федерации в первую десятку стран мира по качественным показателям общего образования?
— Во-первых, необходимо навести порядок в сфере повышения квалификации и подготовки кадров, куда входит унификация программ, использование оценочных процедур в повышении квалификации. Во-вторых, максимально объективно проводить оценочные процедуры государственных экзаменов (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ). В-третьих, повышать эффективность управления качеством образования, то есть согласованные действия всех звеньев управления, начиная с Министерства просвещения, заканчивая руководителем муниципального органа управления образованием.
В-четвертых, предстоит работа со школами со слабыми образовательными результатами — в нашей стране насчитывается их 9234. Министерством просвещения запущен проект “500+” под лозунгом “Важен каждый ученик”, который позволит повысить качество образования, обеспечив адресную поддержку таких школ, — учащихся с проблемами в обучении. На первом этапе данный проект охватит 250 школ более чем в 20 регионах страны и позволит организовать в регионе “творческие педагогические лаборатории” по предметам, что повысит уровень мастерства учителей.
В-пятых, сложилась неблагоприятная ситуация с нехваткой педагогических кадров — число вакантных мест по России составляет более 47 тыс. учителей. К началу учебного года в районе потребность в учителях математики, информатики, химии, физкультуры.
— Одной из важных стратегических задач, обозначенных Президентом, названо воспитание...
— Уже с сентября этого года образовательные учреждения обязали начать работу по разработке и внедрению рабочих программ воспитания. А с начала будущего учебного года внедрение примерных программ станет обязательным. С нынешнего учебного года осуществляются выплаты за классное руководство в размере 5 тыс. рублей из федерального бюджета независимо от количества учащихся в классе, класс-комплекте.
В текущем году XI Межрегиональный форум “Воспитание как смысл педагогической деятельности”, в котором приняли участие 1200 молодых педагогов и их наставников из 55 регионов страны, проходил в онлайн-режиме. Большой интерес вызвало выступление на нем кандидата педагогических наук Е.Н.Романенкова, в котором содержались методические рекомендации по организации работы классного руководства.
— Решение каких задач, направленных на совершенствование и развитие дошкольного и дополнительного образования детей, считаете основными на сегодняшний день?
— В первую очередь, в рамках национального проекта “Демография” — 100-процентная доступность дошкольного образования детей от трех до семи лет и исполнение мероприятий для всеобщей доступности для малышей от двух месяцев до трех лет. На сегодня в Параньгинском районе все дети в возрасте от одного года имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Не созданы условия для набора детей более младшего возраста, в связи с чем назрела необходимость строительства детского сада со смешанными группами для самых маленьких воспитанников.
В рамках федерального проекта “Успех каждого ребенка” идет обновление содержания и методов обучения и модернизация инфраструктуры.
— Обеспечение трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования остается не менее актуальным?
— Да, несомненно. В начале года был подготовлен проект федерального закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогическим работникам”. Кроме того, вносятся изменения в уголовное законодательство в части установления ответственности за причинение вреда здоровью педагогических работников.
Следует отметить, что в условиях развития цифровых технологий и свободного доступа обучающихся к интернет-ресурсам и переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавирусной инфекции участились случаи обнародования видео- и фотоматериалов педагогических работников в интернет-порталах и социальных сетях. Существующий механизм защиты их чести и достоинства не достаточно эффективен, поэтому предлагается усилить ответственность в публичных выступлениях, средствах массовой информации в отношении педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях с организацией.
Хочу напомнить, что определение дистанционной (удаленной) работы уже содержится в Трудовом Кодексе РФ, при этом для устранения правовых противоречий, существующих сегодня в теории и практике применения законодательства, эти понятия признаются идентичными. К тому же период участия педагогов в проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) отнесен к педагогической работе и входит в стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
— Порядок приема ребенка на обучение в школу вызывает множество вопросов у родителей...
— Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 года “Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования” муниципальные образовательные организации размещают на своем информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет информацию о приеме детей в первый класс. В ней должны содержаться следующие данные: о количестве мест в первых классах и не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта, который должен быть издан не позднее 15 марта текущего года; о наличии свободных мест в первых классах для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 5 июля текущего года.
Напомню, что прием заявлений для детей, проживающих на закрепленной территории, ежегодно начинается 1 апреля и завершается 30 июня. Руководитель школы издает приказ в течение трех рабочих дней после приема заявления в первый класс. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений начинается 6 июля, но не позднее 5 сентября.
— Спасибо за содержательные ответы.