Совсем недавно для школьников завершился учебный год. В связи с коронавирусной инфекцией школы, как и многие другие организации, работали в дистанционном режиме. О том, как проходило обучение в данном формате рассказала директор школы № 2 с. Екатеринославка Юлия Юрьевна Найденова.
– Как была организована работа школы в условиях объявленного карантинного режима, быстро ли удалось адаптироваться?
– 20 марта было проведено экстренное совещание по переходу на дистанционное обучение и принято решение, что дети будут учиться дома с использованием сети интернет, мобильной связи. Для тех, у кого не было такой возможности, школа организовывала работу на бумажных носителях и через мобильную связь с учителем.
Для учебы были использованы такие платформы, как "Учи.ру", "Российская электронная школа", "Московская электронная школа", "ЯКласс". В них размещались и тестовые задания, и разъяснения к ним, и видеоуроки. Но через неделю, проанализировав такую работу, мы сделали вывод, о том, что все-таки детям не хватает живого общения с учителями. Поэтому было принято решение, проводить онлайн уроки через систему Zoom. Уроки длились, в соответствии с нормами СанПиНа, в среднем по сорок минут, этого было вполне достаточно, чтобы осветить изучаемую тему. Самым большим плюсом была возможность у детей задавать вопросы учителям, и сразу же получать на них ответы. И к такой системе школа, я считаю, адаптировалась в целом достаточно быстро.
– Был ли опыт проведения образовательной программы таким образом ранее?
– Нет, это было в первый раз. Но я думаю, что не только для нас такой опыт был новым, но и для многих других тоже, так как до этого такой необходимости, в принципе, не было.
– Какие сложности, в таком случае, возникли при переходе на дистанционное обучение у учителей?
– Во-первых, не все смогли сразу привыкнуть к такому режиму. Это, в первую очередь, неблагоприятно было для здоровья, потому что постоянное сидение возле компьютера негативно влияет и на опорно-двигательную систему, и на зрение. Поэтому, мы проводили обучающие физкультминутки, чтобы показать, каким образом избежать этих вредных последствий для здоровья.
Также необходимо было осваивать и применять новые интернет-программы, с которыми раньше учителя не сталкивались. Но учителя у нас очень мобильные и все достаточно быстро обучились новым интернет-технологиям.
– Им была оказана какая-либо помощь в освоении новых программ для обучения.
– Была, конечно же, оказана методическая помощь. В большей степени мы помогали внутри образовательной организации. То есть собирались коллективом в школе и на практике рассматривали применение различных программ. А когда к нам пришли рекомендации и предложения о помощи, в принципе мы уже все это освоили.
– А с какими трудностями столкнулись ученики и их родители?
– Были проблемы с нехваткой необходимой техники. Если в доме, например, один ноутбук, а детей, двое или трое, к тому же домой приехали и многие студенты, то это сложно, один компьютер не разделишь. У некоторых детей вообще нет телефонов, поэтому приходилось либо ждать до вечера, когда родители вернутся домой, чтобы воспользоваться их телефоном, либо просить у кого-то еще.
Безусловно, возрос и объем домашних заданий, чтоб было непривычно и трудно для детей. Также была большая нагрузка на сеть, то есть не всегда удавалось весь онлайн урок посетить без каких-либо проблем из-за плохого интернет-подключения.
– Каким образом школа помогала решить эти проблемы?
– Мы чаще организовывали связь через приложение WhatsApp, или просто через телефонные разговоры, либо оставляли задания с указаниями в школе, родители их забирали, а потом приносили выполненные. Работы затем передавались учителям на проверку. Это было, безусловно, большим минусом, в том плане, что ученики не контактировали с учителями. Поэтому именно интернет-ресурсы, различные электронные пособия были в данном случае большим подспорьем.
– Была ли ученикам предложена возможность пользоваться техникой школы для работы дома?
– Условия школы не позволили всем ученикам предложить ноутбуки. Но мы снабдили ими учителей, потому что получилось так, что даже не у всех учителей они были. Учителя же, которые их получили, уже организовывали работу для всех школьников так, чтобы каждый ученик не отстал в обучении, несмотря на отсутствие техники. Отмечу, что двое обучающихся нашей школы получили ноутбуки по программе поддержки школьников. К сожалению, это было уже ближе к окончанию учебного года.
– Насколько оптимальна была работа школьников в дистанционном формате, они стали более организованными, или, все-таки, их труднее было настроить на рабочий режим?
– С одной стороны, они стали более организованными, ведь им нужно было самостоятельно выходить в эту систему, они научились с ней работать. Мы также ставили им четкие границы, когда они должны сдавать домашнее задание. И ребята проявили большую ответственность, дисциплинированность. Но тот, кто, так скажем, до этого не совсем хорошо старался, выходить на уроки в 8 часов иногда забывали или отказывались. В этом плане, конечно, дистанционное обучение – это был некий катализатор, который показал кто на что способен. Тот, у кого в учебе были какие-либо слабые или сильные места, проявились в более яркой форме.
– В данных условиях Министерством просвещения была предоставлена возможность регионам завершить учебный год досрочно, воспользовалась ли школа этим предложением и почему?
– Да, мы досрочно закончили учебный год для учащихся с 1 по 4 класс и обучающихся 9 и 11 классов. Конечно, мы бы лично не завершали учебный год для 9 и 11 классов раньше, им полезно было бы закрепить материал к предстоящим экзаменам. Ведь не сразу стало известно, что, например, девятым классам их отменят, в связи со сложившейся ситуацией. Но у нас были рекомендательные письма свыше, поэтому мы приняли решение, как и практически вся область, что 1-4-е и 9 и 11 классы уйдут на каникулы раньше – 22 и 23 мая соответственно. Конечно, это решение было принято и потому, что детям было немного трудно работать в таком формате, на учителей также очень сильно возрос объем проверяемых заданий. Если раньше мы могли позволить себе фронтальную работу, мы видели, что ученик действительно присутствует на уроке, слушает учителя, то в таких условиях было сложнее контролировать их деятельность. Поэтому именно с целью небольшой разгрузки, снятия напряженности, мы приняли такое решение.
Но 5-8-е и 10 классы учились до конца. Мы были против досрочного завершения обучения в этих классах, в связи с тем, что все-таки школа устанавливает для детей определенные рамки, расписание занятий. Дети не выходили на улицу просто так. Они знали, что, например, у них в 2 часа урок, значит, ты должен быть на нем. Организация у них все-таки еще недостаточно высокая, они пока не могут самостоятельно проанализировать ситуацию, удержаться от соблазна не пойти на улицу, а здесь все-таки жесткие рамки.
– Учебный год уже закончен, но впереди у старшеклассников выпускные экзамены. Как будет организовано их проведение?
– Экзаменов у девятых классов не будет, им будут выданы аттестаты по результатам годовых отметок. Аналогичная ситуация у 11 классов, они получат аттестат по итоговым отметкам. Но ЕГЭ будет организовано. Экзамены в привычном для них формате будут проведены для тех, кому они нужны для поступления в университет.
– Но те школьники, которым какой-либо предмет по выбору не нужен для поступления, могут отказаться от их сдачи. Какая тенденция в связи с этим наметилась в вашей школе?
– Да, действительно, у старшеклассников была такая возможность. Им предлагалось еще раз пересмотреть нужны ли им те предметы, которые они ранее выбирали или нет. Но отказались от сдачи всего два ученика школы, которые сомневались насчет поступления в высшее учебное заведение. А сейчас, пересмотрев свое решение, решили подавать документы в колледж. Все остальные школьники оставили изначально выбранные предметы.
– Каким образом идет подготовка к экзаменам?
– Составлен специальный график консультаций. Кто-то из учителей проводит их онлайн, кто-то по группам приглашает детей в школу, учащиеся также созваниваются с преподавателями индивидуально. Сейчас учителя уже находятся в отпуске, но тем не менее, все-таки, по необходимости, если ученику требуется помощь, консультации в любом случае проводятся.
– Школа ежегодно проводила ознакомительные поездки для желающих поступить в вузы Благовещенска, а также лекции с их представителями. Была ли такая альтернатива у школьников в условиях карантинного режима.
– В условиях карантинного режима мы пересылали предложения от вузов через приложение WhatsApp, размещали информацию на странице школы в Instagram. Заведующая учебной частью школы Е.Е. Белогубец проводила онлайн занятия по профориентационной работе, тесты с обучающимися, где они могли определить в каком направлении им двигаться, какую профессию выбрать. Именно консультаций с представителями учебных заведений не было.
– Как вы считаете, насколько готова была школа к такой форме обучения, что еще следует доработать, если ситуация продолжится и в следующем году?
– Конечно, все это было очень неожиданно, к такому не были готовы многие, готовиться пришлось быстро, но кто подготовился качественно, а кто нет, время показало. Безусловно, основная проблема была в отсутствии качественной интернет-связи и именно технической поддержки. Поэтому, если ситуация продолжится, то, конечно, мы все-таки рекомендуем родителям приобрести необходимую технику – ноутбук, телефон, так как это уже не просто средство, так скажем, роскоши, а необходимого общения между школой и учащимся, от которого зависит полноценное усвоение материала.
– А со стороны школы, что-то изменится, может будет приобретена дополнительная техника для такого случая?
– Об этом трудно сказать. Школа имеет три возможных источника финансирования. Один из них – областной бюджет. Как раз покупка техники финансируется именно с него. Пока предложений с их стороны не было. Второй – это местный, если есть возможность у местного бюджета, то он может предоставить определенную сумму. Но в связи с тем, что бюджет Октябрьского района дефицитный, то вряд ли такая возможность появится. И третий источник финансирования – это проведение платных образовательных самой организацией средств к существованию. В условиях нашей сельской местности и платежеспособности населения, конечно, мы платных образовательных услуг не оказываем. Поэтому, я надеюсь, что пройдет мониторинг по области, по регионам, по России, о необходимости оснастить школы оборудованием. Было бы хорошо иметь определенный резерв на этот случай. Предположим 20 ноутбуков – это резервы, которые сохраняются для подобных нынешнему случаев. Или, например, какой-нибудь резерв в районной администрации, если случаи экстренные.
– Будем надеяться, что со следующего года будет восстановлен привычный формат работы. А какие планы у школы на лето? Будет ли организован летний оздоровительный лагерь, летняя трудовая четверть?
– Кроме карантинного режима, в школе идут ремонтные работы, причем работы не только косметического плана, а и капитальный ремонт – ремонт несущих конструкций. То есть нахождение детей на территории школы в это время достаточно опасно. И поэтому было принято решение летнюю трудовую четверть тоже организовать дистанционно. Так как у нас сельская местность, то мы знаем, что летом все равно дети помогают родителям на огородах. Поэтому учителя технологии дают задания, например, прополоть грядку и затем ученики фотографируют или снимают видео и отправляют такой отчет преподавателю, таким образом будет поставлен зачет. Важно, что и родители, при этом довольны, ведь дети оказывают им помощь. Кроме этого, после ремонтных работ в школе, мы хотим привлечь детей на добровольной основе облагородить территорию школы: цветник разбить и т.п.
Оздоровительные лагеря планируются к открытию в Октябрьском районе с 1 июля. Если брать конкретно нашу школу, то опять же, в связи с тем, что ведутся ремонтные работы под большим вопросом открытие лагеря. Если же все пойдет как запланировано и к августу работы завершатся, школа будет полностью подготовлена, то мы, конечно же, примем ребят. Если нет, будем рассматривать другие варианты оздоровления детей, ведь это, конечно, необходимо.
Дарья Осташкина
Фото с профиля WhatsApp, страницы школы в Instagram