Оно также активно участвует в подготовке материалов для СМИ, памяток, листовок. За время своего существования наши инструкторы провели занятия в сотнях школ и детских садов и рассказали сотням тысяч детей о правилах, связанных с нашей деятельностью.
Уникальность наших бесед в том, что, во-первых, в соответствии с философией отряда они, как и все остальное, бесплатны, во-вторых, наши материалы – не сухая теория, а то, что мы вынесли из опыта тысяч детских поисков. И, в – третьих, наши беседы ведут действующие поисковики отряда – операторы горячей линии, инфорги, старшие поисковых групп, координаторы, пешие поисковики и так далее, то есть те, кто имеет непосредственный опыт участия в детских поисках, может ответить на любые вопросы про поиски и отряд и лучше многих знает, как теряются дети.
Мы проводим собрания для родителей и беседы для детей, стараясь научить и тех и других простым, но эффективным правилам, которые если не гарантируют стопроцентную безопасность, то, по крайней мере, помогают обеспечить ее по максимуму.
Правила для малышей:
-Потерялся – стой на месте;
-Обращайся за помощью к человеку с ребенком, полицейскому, тому, кто работает в том месте, где ты потерялся;
-Если ты уехал на автобусе или метро, а твой взрослый остался на остановке, выходи на первой же остановке и жди! Если взрослый, наоборот, уехал от тебя, просто жди его, он скоро вернется;
-Придумай с родителями пароль, и, если вдруг кто-то звонит с незнакомого номера и говорит, что это мама, обязательно спроси его;
-Выучи наизусть номера мобильных телефонов мамы, папы, бабушки, дедушки;
-Никогда не выходи на лед и не приближайся к нему без взрослых.
Правила для детей постарше, которые передвигаются самостоятельно:
-Никогда никуда ни с кем незнакомым не уходи;
-Незнакомый взрослый не будет просить о помощи чужого ребенка. Если ему действительно нужна помощь и это не уловка, она будет гораздо эффективнее, если он обратится к другому взрослому;
-Всегда отвечай "нет" на любые просьбы чужого человека, связанные с тем, чтобы ты ушел с запланированного маршрута;
-Всегда бери с собой полностью заряженный мобильный телефон;
-Передвигаться следует по людным, хорошо освещенным улицам, даже если дорога по ним будет длиннее. Ходить через стройки, заброшенные кварталы, гаражи, темные аллеи парков нельзя;
-Избегай люков – они действительно опасны и коварны: на люке может быть плохо зафиксирована крышка, и, если ты туда провалишься, найти тебя будет очень сложно.
-Если взрослый человек проявляет к тебе агрессию, преследует или ведет себя странно, обязательно обратись за помощью к человеку с ребенком, полицейскому или тому, кто работает в том месте, где тебе понадобилась помощь.
-Если ситуация приняла плохой оборот – кричи, сопротивляйся, беги!
-Не геройствуй, не пытайся спасти упавшего под лед или тонущего человека, собаку, не бросайся в пожар, не ввязывайся в опасную уличную ситуацию – это должны делать взрослые люди. Срочно звони по номеру 112 и ищи взрослых.
Общаясь с родителями, наши инструкторы часто говорят о том, чему не надо учить детей. Есть несколько установок, которые мы сами унаследовали от старших поколений и часто бездумно их повторяем, в то время, как они отнюдь не безобидны.
1. "Старших нужно слушаться!" Такое требование и жесткий контроль за его соблюдением приводят к тому, что ребенок безоговорочно послушается любого взрослого, который к нему обратится, в том числе и незнакомого.
2. "Веди себя тихо, не шуми, ты не в лесу, вокруг люди…" Большинство родителей хочет воспитать члена общества, который будет заботиться и о других тоже, однако эта установка приводит к тому, что, когда надо кричать, ребенок просто не может этого сделать – ведь нельзя же. Приучая его думать о комфорте других, не забывайте отметить: есть такие ситуации, которые требуют экстремального (необычного) реагирования. В частности, громкого крика, чтобы обратить на себя внимание.
3. "Иди поцелуй бабушку, что значит "не хочу"?", "Доедай суп через не могу". Таким образом, мы приучаем ребенка к тому, что его желания ничего не значат, что другие люди могут совершать фактически насилие над его телом. И в другой ситуации, когда кто-то – знакомый или незнакомый – будет что-то делать с его телом, он просто может даже и не подумать о том, что имеет полное право на то, что немедленно остановить неприятные для него действия.
4. "Надо всегда всем помогать!" Желание вырастить доброго и сердобольного человека не должно заставлять ребенка бросаться помогать всем подряд, в том числе незнакомым взрослым. К сожалению, может найтись человек, который использует это замечательное свойство в своих целях. Поэтому – да, помогать надо, но незнакомым взрослым прекрасно (и гораздо эффективнее) помогут другие взрослые. Детям старшего возраста можно объяснить, что помощь возможна, но исключительно в том случае, если она не требует от ребенка уйти с незнакомым человеком куда-то с его маршрута или открыть ему дверь в квартиру.
5. "Вообще-то так делать нельзя, но со мной можно". То, что вы делаете на глазах у ребенка, воспринимается им как пример для подражания, а воспитываем мы, как известно, не словами, а поступками. Ясно, что рассказывать о вреде курения, дымя у ребенка перед носом сигаретой, бессмысленно – точно так же бесполезно объяснять ему, как опасно ходить по льду, перебегая вместе с ним через замерзшую речку, "потому что со мной можно".
6. "Мне можно, потому что я большой, а ты маленький" (или "Я так делаю, но тебе нельзя"). Это ужасно обидно звучит для ребенка, это прямо вызов для него, ведь он тоже хочет считать себя большим.
У многих добровольцев, которые регулярно участвуют в отрядной деятельности, рано или поздно случается поиск, который запоминается на всю жизнь, переворачивает мировоззрение, становится во многом переломным. Обычно это трагический детский поиск.
Для многих из нас первое участие в таком поиске – это причина, почему мы пришли в отряд. Часто поиски детей становятся резонансными, то есть привлекают внимание общественности, и именно после резонансов у нас появляются новые региональные отряды и приходит больше всего новых добровольцев. Как правило, отрядные старожилы помнят все такие поиски в своем регионе.
Каждый раз это чудовищной силы удар по всему отряду, потому что все мы здесь в первую очередь именно для того, чтобы этого не происходило. И где бы ни шел поиск ребенка, поисковики будут следить за ним в самых разных частях нашей страны. Будет отслеживать поиск оператор горячей линии, принявший заявку, инфорги и оперативные дежурные, работавшие с ней, участники поиска. И чем дольше он будет длиться, тем больше людей будут по много раз в день открывать тему этого поиска на отрядном форуме и региональную группу в ожидании отчета. И когда появится сообщение о том, что ребенок найден погибшим, заплачут очень многие.
Одно из основных мест гибели детей, которых мы ищем, - это водоемы. Безусловно, утопление – главная причина смерти детей, пропавших в природной среде. Кроме того, причиной становятся другие несчастные случаи (ребенок забрался куда-то и не смог выбраться: в холодильник на свалке, в сундук в заброшенном доме, упал в выгребную яму или люк), получил переохлаждение, был убит. Во многих случаях ребенок погиб еще до того, как был начат его масштабный поиск.
Поиск маленького ребенка в природной среде всегда собирает максимальное количество людей и привлекает общественное внимание. Во всяком случае, это в последние годы так, и мы этому очень рады, потому что считаем, что пропажа ребенка – это действительно именно та ситуация, которая должна быть главной новостью дня. На наш взгляд – это во многом заслуга отряда "ЛизаАлерт" и поискового движения в целом – мы сумели совершить переворот в общественном сознании и сделать так, что люди осознали: это проблема, требующая немедленного реагирования всех служб и добровольцев, чтобы больше не повторилась ситуация, с которой началась история отряда, когда в 2010 году заблудилась в лесу четырехлетняя Лиза Фомкина и ее фактически в первые пять дней не искали.
Сегодня поиск ребенка в природной среде – это полномасштабная поисковая операция, к которой привлекается множество людей, служб, техники. В таком поиске может участвовать до 1000 и более человек в день. Слетаются генералы и губернаторы, съезжается специальная техника, стягиваются все службы – полиция, МЧС, Росгвардия, Следственный комитет, причем многих сотрудников отзывают из выходных и отпусков, - приезжают и прилетают водолазы и пилоты, сотовые операторы пригоняют за десятки и сотни километров мобильные вышки сотовой связи, местные жители и администрация организуют ночлег и питание.
Поиск ребенка, который потерялся в природной среде, часто становится резонансным. Но в последнее время не меньший интерес вызывают и поиски детей, пропавших в городе. После завершения такого поиска, в зависимости от исхода и обстоятельств, общество часто начинает искать ответы на вопросы, которыми до этого не задавалось или задавалось редко. Как быть с насильниками, которые уже отбыли наказание, вышли на свободу и снова совершают то же? Как обезопасить себя от них? Как в ХХI веке дети могут гибнуть в сельских туалетах? Почему у нас это регулярно происходит, в том числе на территории школ, значительная часть которых не оборудована современной канализацией и не является безопасной для детей территорией?
В этом – еще одна важная миссия отряда "ЛизаАлерт" - громко задавать вопросы, на которые необходимо найти ответы. И именно поэтому "Школа ЛизаАлерт" ставит своей основной задачей профилактику и предотвращение детских пропаж.
Заявки на проведение бесед по безопасности также круглосуточно и бесплатно принимаются операторами горячей линии "ЛизаАлерт" по номеру 8(800)700-54-52.
Добровольческий поисково-спасательный отряд "ЛизаАлерт"