Процесс серьезный и сложный. Рассказать о некоторых его нюансах мы попросили председателя Октябрьского районного Совета народных депутатов Марину Евгеньевну Мальцеву.
- В чем же суть преобразования из района в округ?
- В первую очередь, это объединение всех поселений, входящих в состав Октябрьского района, и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом осуществляется переход на одноуровневую систему управления. На местах останутся территориальные органы управления, подведомственные Администрации муниципального округа.
Но, нужно отметить, что органы местного самоуправления муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления района.
И граница образовываемого Октябрьского муниципального округа будет соответствовать границам муниципального образования Октябрьский район, утвержденным Законом Амурской области от 03.12.2004 № 384-03 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом
муниципального образования Октябрьского района и муниципальных образований в его составе" (в ред. от 07.07.2022), и будет охватывать по площади территории объединившихся сельских поселений.
- Простых граждан, учреждения эта процедура затронет?
- Муниципальные учреждения не ликвидируются, в их уставах лишь производится замена учредителя - вместо администрации района - администрация округа, с соответствующей заменой наименования, штампов и печатей. Но укрупнение муниципалитета не потребует внесения изменений в документы граждан и юридических лиц (регистрация по месту жительства, учредительные документы, документы на право собственности).
- В чем преимущества новой организации органов местного самоуправления?
-К преимуществам муниципального округа я бы, в первую очередь, отнесла упрощенную схему управления территорией. Произойдет передача ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень, ведь чего греха таить, в селах отсутствуют специалисты по различным направлениям. Это должно способствовать укреплению кадрового потенциала органов местного самоуправления. К тому же консолидированный бюджет позволит объединить доходные источники объединившихся поселений и повысить эффективность использования финансовых средств. Еще стоит отметить, такой фактор, как исключение нагрузки по разработке и утверждению НПА для сельских поселений. Например, работа с Уставами поселений, в которые несколько раз в году необходимо вносить изменения в связи с принятием Федеральных и областных законов и сопутствующие им правовые акты. Различные положения, регламенты, бюджет и т.д. – все это требует пристального внимания и наличия специалиста, способного держать на контроле всю нормотворческую базу. А она очень обширна: постановлений и распоряжений - 1217 НПА в администрации района, около 30 - в администрациях сельсоветов.
Очень объемным является и процесс формирования, утверждения и исполнения 13 бюджетов, а также работа с входящей корреспонденцией (администрация района - 6300 документов, администрации сельсоветов - около 500) и исходящей (администрация района - 5070, администрации сельсоветов - около 700).
Уменьшение документооборота в селах позволит специалистам на местах больше заниматься вопросами жизнеобеспечения и работать с населением.
Еще одним плюсом объединения можно считать возможность участия в национальных проектах и областных программах, что очень важно для оперативного решения конкретных задач и вопросов путем привлечения субсидий на условиях софинансирования.
Развитию муниципального образования, несомненно, будут способствовать принятие единых документов, регламентирующих деятельность основных сфер жизнеобеспечения, таких как Единый генеральный план, единые тарифы на услуги транспорта, единые правила благоустройства, единый подход к налогообложению.
Что касается сохранения социального и исторического уклада территории, то преобразование в единый муниципальный округ не повлечёт за собой прекращения предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников сельской местности. На организацию социального обслуживания населения объединение поселений также не повлияет. Согласованы вопросы сохранения нотариальных услуг на селе, по месту их оказания в настоящее время.
- В какой временной промежуток будет проходить преобразование?
- Процедура будет проходить в течение 2024-2025 года. Причем, 2025 год по закону определяется как переходный период, во время которого будут ликвидированы органы местного самоуправления района и сельсоветов, и создадутся органы местного самоуправления округа.
- Процесс уже начался, что ждать жителям района?
-Действительно, инициативу по преобразованию в муниципальный округ поддержали депутаты районного Совета на сентябрьской сессии. Сейчас она передана на уровень сельсоветов для широкого обсуждения населением района. Происходить это будет на публичных слушаниях, рекомендации которых потом будут в центре внимания на слушаниях, объявленных райсоветом. На них будет принято окончательное решение. Далее инициатива с проектом закона о преобразовании будет направлена в Законодательное Собрание Амурской области, которое в двух чтениях должно утвердить закон. После подписания губернатором он в течение 10 дней вступит в силу. В этом законе будет прописан весь механизм формирования органов местного самоуправления.
-Если инициатива районного Совета народных депутатов будет поддержана населением, какими будут этапы формирования органов местного самоуправления?
- На сентябрь 2025 года будут запланированы выборы представительного органа. Затем в ноябре должны пройти выборы главы муниципального округа. А с декабря начнется формирование администрации муниципального округа.
До формирования органов местного самоуправления муниципального округа полномочия по решению вопросов местного значения муниципального округа на соответствующих территориях в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления района и сельсоветов.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Октябрьского района, сельсоветов, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу (основному Закону) Амурской области, законам и иным нормативным правовым актам Амурской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального округа.