Наличие проблем со здоровьем не показатель того, что перед нами другой, отличающийся чем-то от нас человек – ребёнок с ограниченными возможностями является таким же, как и все. Он такой же озорной, активный и любознательный, играет, смеётся и плачет, стремится к овладению новых знаний и высот, готов общаться с другими детьми.
Где же общаться особым детям со своими ровесниками? Как создать условия для общения с другими детьми? Вопрос остается открытым, наряду с часто возникающим вопросом, дети с особенностями в развитии должны учиться дома или в специальной коррекционной школе? Ответ прост, надомное обучение создает дефицит общения, и как следствие – нарушение коммуникаций. В режиме надомного обучения невозможно развивать навыки социального взаимодействия, которые так необходимы детям с ОВЗ.
Сможет ли ребёнок с особенностями в развитии учиться самостоятельно или ему необходим помощник? Все определяется индивидуально на основе состояния ребенка. В качестве помощника для ребёнка в школе может быть родитель.
Своим опытом поделилась Ирина Арнаутова, мама особого ребёнка: "…Учёба… я вместе со своей дочерью, как помощник, нахожусь в школе, и она постепенно привыкает к учебному процессу. Ксюша слушает мои комментарии, которые я повторяю за учителем, я нахожусь рядом, можем выйти, если необходимо, отдохнуть. Но ребёнок ответственный! Ей нужно делать все задания со всеми, иначе расстраивается. При посещении столовой или комнаты гигиены я всегда нахожусь рядом со своей дочерью, детям с особенностями в развитии – это необходимо: помочь застегнуть пуговицу, помочь построить маршрут от класса до столовой…..".
"…На переменах дети играют – дочь смотрит, собирает пазлы, особого интереса к совместным играм не проявляет, хотя ребята зовут, и Ксюша может присоединиться….", - делится Ирина.
У детей с особенностями в развитии сформированы свои иногда непредсказуемые реакции на разные ситуации и поначалу школьники могут не понимать, почему однокласснику с особенностями в развитии разрешают действовать по-другому, почему его спрашивают меньше, почему он другой, и почему именно он, получает особое внимание учителей. Чем раньше познакомятся нормотипичные дети и дети с особенностями в развитии, тем выше шансы, что между ними возникнет понимание, и они научатся общаться друг с другом. Именно поэтому необходимо готовить не только детей с особенностями в развитии к обучению в общеобразовательной школе, но и их сверстников, чтобы они были готовы к появлению особого ребёнка в классе и имели представление о том, что все люди разные, и некоторым людям нужны особые условия для обучения и для жизни, чтобы не допустить и предотвратить эпизоды конфликтов.
С родителями нормотипичных детей, в котором учится ребёнок с особенностями в развитии обязательно нужно проводить родительские собрания, потому что многие родители не понимают проблем семей с особенными детьми, возникает недопонимание в адрес детей с ОВЗ и их родителей.
"…Мы должны на примере наших детей, показать и, пока еще доказать всем, что наши дети, такие же члены общества, такие же дети, как у них, со своими бедами и радостями, с успехами и талантами, с верой в людей!...", - в заключение нашей встречи рассказала Ирина Арнаутова, воспитывающая ребенка с инвалидностью.
Наше общество, конечно, уже другое, не такое как 20 лет назад, более лояльно относятся к инвалидам, очень хочется, чтобы они были готовы к жизни друг с другом. После школы ребенку с особенностями в развитии предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. И хотя их возможности действительно в чём-то ограниченны, такой ребёнок мечтает о простом: быть на равных с обычными детьми. Быть как все!
Статью подготовила психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья Энгельсского центра "Семья" Ирина Резник