Куда же они исчезают? Наиболее вероятный вариант ответа – деньги уходят на платные контентные услуги (подписки), о подключении которых абонент может и не знать. Вернуть украденные средства – именно так стоит называть незаконно списанные деньги – можно. Об этом в нашей "Школе юридической грамотности".
Что такое платные
контентные услуги (подписки)?
Официальное определение контентным услугам дано в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи". Согласно подпункту 34.1 ст. 2 контентными считаются услуги, которые технологически неразрывно связаны с услугами подвижной радиотелефонной связи и направлены на повышение их потребительской ценности. Другими словами – это услуги, которые абоненты получают через смартфоны, планшеты и другие мобильные устройства. Абонент оплачивает их оператору связи по договору.
Для примера: человек хочет получать каждое утро на телефон прогноз погоды или новости спорта, для этого он оформляет подписку на соответствующую услугу. Платные подписки от мобильного оператора обычно стоят недорого, но если их вовремя не отключить, набежит внушительная сумма. На просторах интернета можно нарваться и на такие подписки, которые в один момент опустошат счёт телефона, чем нередко пользуются мошенники.
Как должна оформляться
подписка по закону?
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 229-ФЗ были внесены изменения в ФЗ "О связи". В поправках, которые вступили в силу 1 мая 2014 года, были обозначены правила, по которым предоставляются контентные услуги. Они должны оказываться абоненту только с его согласия, которое должно быть явно выражено (п.5 ст. 44). Услуги, оказанные с нарушением этого условия, не подлежат оплате (п. 5 ст. 54).
Для получения согласия оператор связи должен предоставить абоненту информацию о тарифах и кратком содержании услуг. По желанию абонента такие услуги оплачиваются с отдельного счёта, который бесплатно открывается по его обращению. Об изменении перечня услуг, оказываемых абоненту, мобильный оператор обязан его информировать короткими текстовыми сообщениями (п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342).
Как происходит на самом деле?
После принятия поправок в законе "О связи" количество жалоб на операторов мобильной связи и контент-провайдеров уменьшилось, однако проблема навязывания платных услуг осталась. Часто абоненты обнаруживают, что подписаны на платные услуги, лишь спустя много месяцев, когда потрачены сотни или даже тысячи рублей. Особенно остро проблема стоит с устройствами, которыми пользуются дети. Один неверный клик, и деньги "утекли" оператору подписки.
Как вернуть деньги
за платную подписку?
Для возврата денег, списанных за платные услуги, на которые абонент не давал своего согласия, необходимо обратиться к мобильному оператору. Для начала можно ограничиться устным обращением. В большинстве случаев уже после звонка абонента деньги возвращаются на счёт.
Если звонок не помогает, необходимо написать претензию. Претенциозный порядок урегулирования спора является обязательным в соответствии п. 4 ст. 55 ФЗ "О связи". Его несоблюдение ведёт к возвращению искового заявления, если абонент решит и дальше отстаивать свои права в суде (ст. 135 ГПК РФ).
Претензия предъявляется в письменной форме и подлежит регистрации не позднее дня, следующего за днём обращения. У оператора обычно есть фирменные бланки претензий, но абонент не обязан ими пользоваться. Претензию примут, даже если она написана на клочке бумаги. До- кумент можно отправить по почте с уведомлением о вручении или вручить лично в офисе оператора с отметкой на экземпляре потребителя о его принятии с указанием даты.
К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы. В претензии потребитель вправе сослаться на вышеприведённые нормы (п. 5 ст. 44, п.5 ст. 54 ФЗ "О связи", ЗОЗПП, п. 113 Правил оказания услуг телефонной связи) и указать требование, которое он предъявляет, например, о возврате излишне уплаченных сумм или аннулировании задолженности, перерасчёте. Целесообразно также пригрозить оператору жалобой в Роспотребнадзор и Роскомнадзор, так как за нарушение вышеназванных норм закона предусмотрена административная ответственность в виде денежного штрафа.
Претензия рассматривается оператором в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации (ст. 55 ФЗ "О связи"). В случае удовлетворения, деньги возвращаются в 10-дневный срок, при отказе – у потребителя появляется право обратиться с иском в суд.
Какие требования
предъявить в суде?
Перед обращением в суд стоит проконсультироваться у профессиональных юристов, которые специализируются на тяжбах с мобильными операторами.
В суде потребитель вправе предъявить требование о взыскании необоснованно списанных денежных сумм за дополнительные услуги, неустойки за просрочку исполнения требований истца, компенсацию морального вреда, судебные расходы по оплате услуг представителя, штраф за отказ от добровольного удовлетворения требований.
Если ранее мобильный оператор был привлечён к административной ответственности по заявлению абонента, то последний вправе просить суд истребовать административный материал для рассмотрения гражданского дела, так как в нём отражено нарушение прав потребителя (ст. 57 ГПК РФ).