Ребятишки с нетерпением ждут летних каникул. Совсем скоро в журналах выставят последние оценки – итог работы школьников и их педагогов за весь год. Кто-то с чистой совестью и лёгким сердцем забросит рюкзак на три месяца, а кому-то осталось совершить ещё один рывок – сдать экзамены. Педагогам же рано задумываться о долгожданном отдыхе. Их работа вовсю кипит.
11 мая состоялся муниципальный этап краевого конкурса "Учитель года Алтая". Он проходил в ТСШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева. Предшествовал ему заочный этап, в котором эксперты, руководители методических объединений района рассматривали и оценивали конспекты уроков, аналитические отчёты педагогов. В результате из шести заявок в финал прошли пять участников из разных школ района. Среди них были как молодые, так и опытные педагоги. "Молодо – зелено... Многие слышали эту фразу, в том числе и применительно к педагогике – о том, что молодой учитель меньше знает и учит хуже, чем опытный. А мы в очередной раз убедились в том, что это не так. Все педагоги, независимо от стажа, – творческие, стремящиеся учиться и профессионально развиваться", – такой итог конкурсу позже в беседе подвела Елена Леонидовна Соколова, заместитель председателя комитета по образованию Топчихинского района и член жюри.
Конкурс проходил в два этапа. Первая часть – самая интересная: педагоги давали открытые уроки, демонстрируя педагогическое мастерство топчихинским школьникам. Представляю волнение участников: они заходили в незнакомый класс к незнакомым детям. Хотя для настоящего учителя это не помеха, ведь дети – они везде дети. При соблюдении всех критериев за урок длительностью в 30 минут учитель мог получить десять баллов. Уроки проходили в полном соответствии с ФГОС: ребята сами определяли тему, ставили перед собой цель и задачи, стремились к достижению этой цели. Проще говоря, учитель "не разжёвывает" информацию и не "кладёт её в рот" ребятам, он учит их делать это самостоятельно. Важным элементом урока является умение оценивать свои знания. Если раньше учитель сам ставил оценки деятельности учеников, то согласно стандарту теперь это делает ребёнок. Кто-то объективно подходит к себе, кто-то не очень.
Мне удалось побывать на уроке математики, который вела учитель начальных классов из Ключевской школы Вера Викторовна Качалова. Третьеклассники вместе со сказочными героями решали примеры на умножение трёхзначных чисел. В целом урок получился плодотворным, с хорошей рабочей обстановкой, доброжелательной атмосферой.
Урок химии (его я тоже с удовольствием посетила) в 8 классе был уже на более серьёзном уровне. В этом возрасте игры уже закончились, не далёк час, когда кому-то придётся сдавать экзамены по этому предмету. Вместе с Екатериной Игоревной Чекуновой, учителем химии из Белояровской школы, ребята повторили окислительно-восстановительные реакции. Подача темы урока была в форме проблемно-поискового диалога, в который были вовлечены практически все восьмиклассники.
Теперь стало обычным интересоваться у детей их настроением в начале урока и по его окончании. Третьеклассники на уроке В.В. Качаловой в конце рисовали на смайликах улыбки либо эмоции, выражающие грусть. На вопрос учителя химии о настроении, кто-то остроумно ответил: "Лучше, чем в начале урока". В.В. Качалова и Е.И. Чекунова – ещё совсем молодые учителя, но уже видно, что у них большое педагогическое будущее.
Сидя на уроках, я размышляла о том, насколько внешне всё проходит "гладко": учитель задаёт вопросы, направляет работу детей. В начальных классах слышится оживлённый шёпот, так ребятишки размышляют вслух, в средних и старших классах просто напряжённая тишина и шелест страниц. В итоге – поднятые руки. Благодать. Всё легко и просто. Но это мнение со стороны, так сказать, непосвящённого человека. Человек, который ни разу не был по другую сторону парты, вряд ли поймёт, как тяжело быть учителем и насколько велик груз ответственности. Отсюда и бесчисленные критерии оценки, предъявляемые педагогам. Никто не видит "кучи" тетрадей, которые каждодневно перекладываются из бесконечной стопки непроверенных в бесконечную стопку проверенных. Работа учителя в школе не заканчивается. Я бы сказала, что она там даже и не начинается, а начинается она после того, как прозвенел последний звонок с уроков. Конспекты уроков, отчёты, работа с родителями, классные часы, кружки и секции, конкурсы, курсы, аттестации и многое другое. Вот та часть айсберга, которая находится под "водой". Поистине нельзя быть учителем без любви к детям. Только эта любовь даёт силы педагогу. Настоящий педагог – это сверхчеловек, который должен быть прекрасным организатором, психологом, провидцем, руководителем, воплощением спокойствия, мудрости и выдержки.
На втором этапе конкурса – "Презентация опыта работы" – педагоги, изобилуя педагогической терминологией, в течение семи минут рассказывали жюри о своём профессиональном опыте по методической теме. Выступления рассматривались в свете множества критериев. Чтобы заработать максимальные десять баллов, необходимо обладать культурой публичного выступления, общей и профессиональной эрудицией, уметь взаимодействовать с аудиторией, анализировать, обобщать, выявлять инновационные идеи в своей профессиональной деятельности.
Об уроках педагогов, занявших призовые места, мнение жюри однозначно: занятия прошли на высоком педагогическом уровне, выстроены методически грамотно с использованием различных методов и подходов. Победителем стала О.В. Тимолянова, учитель математики ТСШ №2 (педагогический стаж 15 лет).
Благодаря своему мастерству второе место заняла учитель географии из ТСШ №2 О.В. Солодовникова (педагогический стаж 12 лет) и третье место принадлежит учителю начальных классов из ТСШ №1 имени Героя России Дмитрия Ерофеева Л.В. Михайленко (педагогический стаж 30 лет). Победителям и участникам вручены Почётные грамоты комитета по образованию и призы.
Муниципальный этап краевого конкурса "Учитель года Алтая" – это лишь подножие педагогического Олимпа, впереди региональный тур.
Татьяна БУЖАНОВА.
Фото из архива О.В. Солодовниковой.