Тому времени был характерен настоящий культ науки, который подкреплялся реальными достижениями советских ученых и в первую очередь достижениями в освоении космоса. Верующий человек, по словам библеиста С.С. Аверинцева, в то время выглядел "безумцем в глазах окружающих". В среде столичной интеллигенции появился интерес к русской культуре, которая не мыслилась без своих религиозных основ.
Но это - в столице. В глубинку любые нововведения приходят с некоторым опозданием и социальные процессы протекают более сглаженно. Поэтому в отдельно взятых регионах сохранился традиционный семейный уклад, где понятие Святая Русь впитывалась с молоком матери, передавалась из поколения в поколение, несмотря на все исторические перипетии, смены исторических эпох и идеологий.
В глубоко верующей семье, на Белгородчине, в начале 60-х годов родился Петр Нетреба. Родители работали в колхозе, а своих детей, которых в семье было восемь, воспитывали в любви к Богу, в послушании и уважении к православной вере. Утренняя молитва, молитва перед трапезой, вечерняя молитва, чтение трех глав Евангелия… Жизнь протекала по православным канонам в стенах родного дома, а вне его мир был другим, где люди живут внешними обстоятельствами (работа, учеба, обязанности) и не задумываются о вечном.
Учеба в школе, служба в армии, работа на заводе – все это проходило в миру, и долгое время для Петра было загадкой, как люди, выросшие и воспитанные вне православных канонов, приходят к Богу. Только с годами и опытом общения с людьми к нему пришло понимание, что Господь им открывается разными путями. Чаще всего через трудности и скорби, и не потому, что они испугались беды, а потому, что обратили свой взор во внутрь себя, нашли опору в Боге, поняли, что есть вопросы вечные, на которые отвечает только вера. Реже, но тоже случается, что человек, познав радость и придя в церковь, услышав слово Божие, почувствовал Бога в своем сердце.
Все это Петр понял уже позже, а пока его родители растили детей, их духовное воспитание правильно понималось и воспринималось не всеми окружающими. Остался в памяти случай из детства. Петр учился в пятом классе, когда к ним в дом пришли человек семь: директор школы, классный руководитель, председатель сельсовета и еще какие-то люди. Обвинить многодетных родителей было практически не в чем (дети сыты, ухожены, учатся все хорошо, поведение - примерное), но запала в детскую душу угроза: если не прекратите воспитывать детей в идеологически неверном ключе, не перестанете приобщать их к вере, заберем из семьи.
Жить в окружении не понимающих тебя людей не просто, и верующие люди стремились найти себе единомышленников. Чаще всего они селились рядом с монастырями – очагами духовности. Переехала в Печоры и многодетная семья Нетреба. Ближе к монастырю – оплоту православия, ближе друг к другу, ближе к вере…К этому времени Петр уже закончил обучение в школе и до службы в армии работал на заводе. По окончании службы армейской вернулся с полной уверенностью посвятить дальнейшую жизнь службе церковной. Решение было не скоропалительное. Оно зрело вместе с духовным становлением Петра, а близость монастыря лишь укрепляла веру в правильность выбранного пути. Кроме как к заводу и монастырю – других дорог Петр не знал. Ежевечернее посещение монастыря, молитвы, песнопения, послушание, в воскресные дни помощь в трапезной…
Однако привлекала его сюда не только и не столько красота монастырских строений и убранств – это временное и проходящее, к этому быстро привыкаешь. Притягивало духовное, внутреннее состояние, когда незримо и непередаваемо, внешне неощутимо благодать Божья наполняет сердце и душу. Наполняется такой благодатью человек, а до конца наполниться не может, ибо это процесс нескончаемый. Вот поэтому и тянет людей в такие удивительные, святые, намоленные места.
Был единственный выбор – между путем монашеским и путем белого духовенства. Выбрал жизнь в миру, тем более, что уже встретил будущую матушку Марину, семья которой также переехала в Печоры из Сибири по зову души.
Продолжение в газете "Невельский вестник"