Кто такие
"зацеперы",
и опасность этого движения
движения
В последнее время у молодежи, так называемых "экстремалов", возникло новое неформальное движение – "зацеперы" и "трейнсерферы", в основе которого лежит катание на крышах железнодорожных вагонов и вагонных сцепках ("зацепинг", "руфрайдинг" и "трейнсерфинг").
"Трейнсерфинг" в переводе с английского - "наружная езда" – способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крышах или на межвагонных буферах электропоездов и метро. Такой способ передвижения широко практикуется в Индии и странах Юго-Восточной Азии из-за крайнего переполнения общественного транспорта или в целях экономии денежных средств.
В своем современном виде, как массовое молодежное движение, "трейнсерфинг" появился в 90-е годы в Европе. Например, в Германии, катаясь на крышах и поездах городских железных дорог, юноши демонстрировали свою "мужественность".
В России "трейнсерфинг" приобрел популярность в конца 2000-х годов, получил название "зацепинг" и стал экстремальным видом развлечения. Он является своеобразным показателем ложного героизма среди сверстников.
Сегодня "зацеперы" объединяются в группы и , используя Интернет, публикуют фото и видео о "путешествиях". Чем интереснее и опаснее была поездка, тем больше восторженных комментариев оставляют виртуальные гости.
Также установлено, что в "зацепинге", кроме разных видов езды, существует градация по степени сложности поездки, зависящая от типа и модификации ж/д состава. Самыми сложными видами считаются "руфрайдинг" - проезд на крыше и "фронтрайдинг" - на передней кабине электровоза.
Наибольшее распространение это неформальное движение получило на Московской и Октябрьской железных дорогах в весенне-летний период. Теперь такое экстремальное времяпрепровождение молодежи перестало быть проблемой транспортной полиции городов-мегаполисов, а становится проблемой общероссийского масштаба.
Данная категория молодежи наиболее подвержена риску стать жертвой транспортного происшествия. В результате падения с подвижного состава травмы различной степени тяжести уже получили 19 несовершеннолетних.
В целях профилактики травматизма на объектах транспорта сотрудниками ГДН совместно в работниками железнодорожных предприятий и учреждений образования ежегодно проводятся целевые оперативно-профилактические мероприятия: "Подросток на пути", "Осторожно – поезд", "Берегись поезда", во время которых в учебных учреждениях проводится работа по разъяснению учащимся правил поведения на железной дороге.
На фоне постоянного внедрения новых технологий и инноваций сотрудниками транспортной полиции приходится разрабатывать новые формы и методы для дальнейшего их использования в своей повседневной оперативно-служебной деятельности. В настоящее время проведение комплекса организационно- практических и профилактических мероприятий может помочь в борьбе не только с противоправным поведением представителей неформального молодежного движения "зацеперы" на объектах транспортного комплекса, но и с распространением идеологии обсуждаемого движения в молодежной среде.