Патриотизм по своей природе – явление глубоко социальное. Среди многих форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи в последние годы особое место отводится поисковому движению, и интерес к нему заметно вырос.
Мы беседуем с командиром районного поискового отряда "Гвоздика" И.П.Михайловым.
-Мы видим, что значительная часть подрастающего поколения россиян вырастает, имея смутное понимание о чувстве Родины, о чести и совести, о гражданской ответственности, - говорит И.П.Михайлов. - Такое положение приводит к тому, что потребность молодёжи в общении и взаимодействии пытаются использовать в своих интересах антигосударственные, экстремистские и преступные организации.
У молодёжи становятся популярными идеи пацифизма и стремление избежать службы в армии. В то же время поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности. Вовлечённый в эту работу подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он сможет логично изложить свою точку зрения на вопросы гражданского долга. Как правило, поисковики - это ребята, которые не умеют хорошо и складно говорить. Но гораздо важнее, что они умеют чувствовать. В процессе работы по увековечению памяти павших за Родину воинов подросток обретает смысл деятельности, понимает, что нужен обществу, что его судьба не безразлична окружающим, и это немаловажно для формирования его как личности. У школьников развиваются трудолюбие, целеустремлённость, жажда активной деятельности. У них формируется желание помогать другим, умение преодолевать трудности, любознательность, честность и т.д.
-Иван Петрович, как подростки становятся поисковиками?
-Мы понимаем, что в поисковом движении важно передать эстафету юным, поэтому в последние годы мы стали все больше внимания уделять патриотическому воспитанию детей и подростков. Бываем в школах района, на различных общественных мероприятиях, где рассказываем о нашей деятельности, о военных находках, о работе в экспедициях и в архивах. Большой вклад в это дело внесли М.Ясютич, Б.Дюбко, П.Капустин, С.Капустин, М.Лазукин. Это сыграло свою роль, и наш отряд стал пополняться молодыми бойцами, и уже те, кто побывал в поисковых экспедициях, на следующий год стали приводить своих товарищей. Сначала некоторых подростков привлекает романтика палаточной жизни, ночных костров и возможность увидеть новые места. Другие хотят проверить себя на силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. Мы не удивляемся, когда читаем в предварительных анкетах, что летняя экспедиция – это возможность попутешествовать и провести время вдалеке от дома. Но это только сначала. Потом к ним приходит понимание, что главное – это поиск пропавших без вести. За короткое время подростки вливаются в коллектив единомышленников, объединённый благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины, и через сердца юных проходит мысль: "У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого".
-В нашей работе важно всё, - продолжает И.П.Михайлов. - И поиск останков павших, и участие в ритуалах воинского захоронения, и встречи с участниками войны, очевидцами боев, родственниками погибших, представителями церкви, и с поисковиками из других отрядов. Подводя итог экспедиции, ребята говорят: "Я понял, что такое война"; "Я научился работать"; "Я первый раз в жизни готовил пищу и стирал"; "Я поеду ещё!".
-По каким направлениям ведётся ваша работа?
-Работу поисковиков условно можно разделить на несколько этапов.
Подготовительный этап – изучение исторических материалов, беседа с участниками боевых действий, анализ возможностей проведения поисковых работ на конкретном участке местности, согласование возможности проведения поисковых работ с главами местных администраций, военкоматом и силовыми ведомствами. Архивные исследования – работа в Центральном архиве Министерства Обороны РФ по выявлению линий обороны, мест ожесточённых боев, изучению донесений о потерях и т.д. Непосредственно поисковые экспедиции на места боев и захоронение останков военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной Войны.
Работа с военкоматами, средствами массовой информации по установлению учётных данных по найденным останкам, смертным медальонам и личным вещам военнослужащих. Работа с главами администраций и СМИ по установлению места проживания родственников найденных военнослужащих.
К тому же в период проведения Вахт памяти на местах ожесточённых боев поисковики постоянно сталкиваются с неразорвавшимися (неиспользованными) гранатами, минами, снарядами, подрывными зарядами и другими взрывоопасными предметами. Только за нынешний сезон было обнаружено и ликвидировано более 500 единиц боеприпасов.
-Как давно вместе с вами в поисковых экспедициях участвуют дети?
-В 2016 году для отряда "Гвоздика" Вахта памяти стала девятой по счету с участием детей. А начиналось всё в далёком 2008 году, когда к нам в район приехали кадеты и ученики из Сыктывкара под руководством супругов Таскаевых. Мы были для них тем отрядом, кто их встречал, наставлял, прививал навыки работы. С тех пор для поискового отряда "Наследие" имени лётчика-истребителя Лошакова из Республики Коми стало традицией приезжать именно в наш район. В этом году их делегацию возглавил Семён Вокуев. И если в предыдущие годы с нами в экспедиции отправлялись только эти ребята, то со временем молодёжный состав нашего отряда пополнили подростки из Невеля и района, из Усвят, Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Казани, Уфы, Мурманска, Великих Лук, Пскова и других городов. Более 40 подростков приняли участие в Вахте в этом году.
-Кто занимался поисково-разведывательной работой?
-Здесь особо отличились бойцы отряда Молчанов Алексей, Воднев Юрий, Дюбко Борис, Капустин Пётр, Хабибуллин Рузаль, Михаил и Александр Лазукины. Как и в предыдущие годы, тщательно исследовали окрестности деревень Турки -Перевоз, Видусово, Сомино, Ятмище, Замошица и другие. Базовый лагерь поставили тоже на прошлогоднем месте - в урочище Заколы на берегу реки Уща, в полукилометре от деревни Турки -Перевоз. 5 августа все заселились в лагерь, а на следующий день состоялось торжественное открытие Вахты, после чего дети пешком пришли на воинский мемориал в д. Турки –Перевоз. Здесь им рассказали об истории возникновения памятника, событиях, которые здесь происходили в конце 1943 года, подвигах, совершённых нашими советскими солдатами, об отдельных эпизодах боёв.
Для юных бойцов был заранее разработан план по информационно-разъяснительным мероприятиям, спортивным играм. Были назначены ответственные за проведение занятий. В один из вечеров для детей были организованы соревнования по навыкам поисковой работы, по результатам которых ребят наградили призами и грамотами.
-Как ребята переносили тяготы поисковой службы?
Поиск – это физический труд в любую погоду, это десятки пройдённых с тяжёлым снаряжением километров, и множество перекопанной земли, это быт палаточного лагеря и полное самообслуживание. Но поиск – это и слезы благодарности близких найденных бойцов, это гордость сознания, что ты сделал благородное нужное дело, это чувство самоуважения за то, что выдержал, не сломался; это многочисленная семья поисковиков, в которой свои правила и законы.
Во время детской экспедиции чуть ли не каждый день шли дожди, не успевали менять одежду. Взрослые порой ворчали, а подросткам всё трын-трава. Никто не испугался трудностей, никто не уехал из лагеря в домашнее тепло. Одним словом, ребята стойко переносили все тяготы и лишения поисковой работы. Спасибо всем за терпение и труд.
-Каков итог "Вахты памяти-2016"?
-18 августа на воинском захоронении деревни Турки-Перевоз со всеми воинскими и гражданскими почестями были перезахоронены 162 бойца Красной Армии. В середине октября члены поискового отряда "Гвоздика" и усвятские школьники участвовали в поднятии останков солдат возле деревни Коровница. 22 октября останки 29 воинов нашли последний покой на братском захоронении в деревне Чурилово Усвятского района.
-Ваши планы на будущее?
-Будем продолжать делать то, чем занимаемся уже много лет, то есть реализовывать весь комплекс мероприятий по увековечению памяти павших защитников Отечества, вовлекать в поисковую работу как можно больше молодёжи. Нельзя забывать, что история страны начинается с истории каждого человека и, в первую очередь, молодого. Важно держать эту связь поколений для воспитания активной жизненной позиции, чувства патриотизма и ответственности за себя и страну.