Увеличилось и число детей, у которых речь не появляется до 3-х лет.
Согласно нормам развития речи, первые слова ребенок произносит до года (5-10 слов), фраза формируется к 1,5 годам, умение говорить к 2-2,5 годам. В наше время эти показатели сдвинуты. Хорошо, если первые слова ребенок произносит к 1,5 году, предложение - к 2 годам, фразовая речь появляется к 3-м годам.
Почему же так происходит? В целом, причин здесь много, начиная от нарушений развития во внутриутробном периоде (родовые травмы, кесарево сечение, сложная беременность), заканчивая неграмотным воспитанием и халатным отношением к психическому, физическому и логопедическому развитию в период роста и развития малыша. Остановимся на основных причинах.
Речь - явление социальное, появляется по подражанию. И чтобы ребенок нормально развивался, родителям, начиная с первых месяцев, необходимо вслушиваться в его голосовые проявления, улыбаться, радоваться в ответ, реагировать, повторяя его лепет и "оречествлять" все свои и его действия. И если родители в общении с ребенком активны, используют много слов, не сюсюкают с малышом, то и он, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо.
Только спокойная, мягкая, радостная атмосфера дома будет формировать здоровую психику ребенка и стимулировать его развитие.
В случаях, когда в семье постоянно ссоры, конфликты, ребенок может вообще не захотеть разговаривать.
Многие родители рады отвлечь свое чадо планшетом, телефоном, включить мультик, лишь бы он не приставал и не плакал. Мало того, что речь не развивается, словарный запас не увеличивается, фраза не совершенствуется, так еще и ребенок живет в нереальном мире. Ваш ребенок замыкается в себе. Ведь в иллюзионном мире игр не требуется умение грамотно и красиво говорить, нужно только знать правила игры и следовать им.
Мы очень мало читаем своим детям. А ведь ритмические прибаутки, потешки, нежные колыбельные стимулируют речевое развитие ребенка. Ежедневно читайте детям детские книги, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать – и этим вы поспособствуете благоприятному нервному и речевому развитию ребенка.
Очень важно соблюдать режим дня. Ведь режим – это приучение ребенка к тому, что "если чего-то хочешь добиться – для этого всего нужно сделать определенные действия, даже если тебе это не очень хочется".
Но далеко не все причины речевого развития напрямую зависят от родителей и поддаются коррекции без занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Иногда необходимо подрезать уздечку, помочь разработать мышцы языка. Проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом; свою роль играют плохая экология и наследственность.
Итак, как только вам начинается казаться, что с речью малыша что-то не так: ее вообще нет или она малопонятна, ребенок предпочитает общаться жестами и прочее, надо срочно вести ребенка к специалисту.
Логопед посмотрел, сделал выводы, направил на консультацию к неврологу, психиатру, лор-врачу, чтобы исключить или, наоборот, констатировать нарушения, на почве которых страдает речь. И родителям не надо бояться этих врачей: нервная система ребенка и психика очень подвижны и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать колоссальные положительные результаты. Чем раньше будет замечена речевая проблема, тем проще ее будет исправить.
Часто родители задают вопрос: "Если у родителей есть речевой дефект ( например, картавость), обязательно ли ребенок это унаследует?" Наследуется не речевой дефект, а анатомическая предрасположенность к нему (короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое небо и прочее.) Но, с другой стороны, речь формируется по подражанию и если ребенок находится только с мамой, которая картавит, то и ребенок будет говорить так же. Или, скажем, папа заикается. Будет ли заикаться ребенок? Если он наследует папин тип нервной системы и жизненные обстоятельства сложатся неблагоприятно, то, к сожалению, будет.
К сведению родителей: среди детей с речевыми нарушениями преобладают мальчики. По статистике, заикание наблюдается в 4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек, дисграфия и дислексия (нарушения письма и чтения) в 3 раза чаще. Остальные речевые нарушения в среднем в 2 раза чаще проявляются у мальчиков. Достоверных научных данных, с чем это связано, нет.
Родителям важно знать, что каждый родитель для своего ребенка всегда остается главным воспитателем - человеком, на которого малыш равняется. Поэтому проявляйте интерес к занятиям, настроению, успехам и проблемам ребенка. Играйте с ним в развивающие игры, читайте классическую литературу, обсуждайте все, что его интересует и помните, что ребенок – это самая большая ценность в вашей жизни.