И хотя, как красиво придумано, мы попытались поверить в чудеса перед Новым годом, но все же не забывали: надейся на лучшее, а готовься к… новым реалиям. Но так совпало, что к общим "реалиям" для жителей нашего Дубенского района добавились свои, местного масштаба, на фоне которых поблекло даже неизбежное, вследствие повышения НДС, повышение цен, которое уже стало восприниматься как неотвратимое стихийное бедствие. И увеличение тарифов на энергоносители потеряли свое остроту, и даже изменение пенсионного законодательства в "повестке дня" переместилось на второй план.
А случилось у нас в районе такое, что под угрозой исчезновения оказалось такое социальное благо, как общественный транспорт, многие годы стабильно работающий.
Да, разговоры об этом велись уже накануне нового года, но люди как-то не очень верили, что такое случится на самом деле: вот пройдут праздники, и снова "Газельки" будут колесить по дорогам района. Как, мол, так, чтобы общественный транспорт остановили, чай на дворе 21 век! Как денег на это нет, и вообще, мол, руководство района не допустит такое, чтоб людям не на чем было добираться до райцентра…
Но 9 января спасительные "Газельки" на маршрут не вышли… Правда, в прошлую пятницу рейсы были, есть они и сейчас в сильно усеченном варианте. Но нет никакой определенности, что будет завтра, стабилизируется ли ситуация?
И именно с 9 января телефоны нашей редакции не замолкают – жители района требуют разъяснений через районную газету, возмущаются происходящим. Хотя возмущаются - это мягко сказано, их высказывания по поводу сложившейся ситуации столь эмоционально окрашены, имеют такую яркую экспрессивно-оценочную лексику, что некоторые при воспроизводстве на страницах газеты своей энергетикой прожгли бы, наверное, газетную бумагу.
Столь многочисленные обращения наших читателей игнорировать никак нельзя, тем более эта проблема напрямую касается и нас, работников редакции, среди которых большинство "иногородние", "мерседесов" не имеющие, и даже скромных изделий родного отечественного автопрома, и наш основной и надежный доселе вид транс-порта – также общественный.
В первую очередь мы обратились к начальнику ОАО "АТП "Дубенское" Юрию Владимировичу Карасеву:
- Мы вынуждены приостановить рейсовые автобусы из-за финансовых обстоятельств. Пассажирские перевозки всегда были убыточными для предприятия, но до сентября 2018 года они дотировались из республиканского бюджета. А с сентября финансировать эту статью ( имеется ввиду пассажирские перевозки) перестали. Мы ждали решения этого вопроса 4 месяца, и все это время автобусы ходили по всем маршрутам. Но вопрос так и остался открытым, в дотациях нам было отказано. Из-за неимения средств в бюджете отказал в помощи и рай-он.
Замечу, что только на получение страховки на транспортное средство нужны немалые деньги. А ведь нужны деньги и на содержание собственной базы, его охрану, отопление, на налоги, зарплату работникам, на приобретение запчастей, потому что автобусы уже старые, часто выходят из строя, и так далее.
Мы пытаемся решить вопрос с пассажирскими перевозками, пришлось, конечно, маршруты сократить, увеличить цену билетов с 3.30 рублей за километр до 5 рублей. Но все равно эта сумма не перекрывает в полном объеме расходы на пассажирские перевозки. Ищем пути решения вопроса.
Вот как прокомментировал ситуацию заместитель главы района по строительству, архитектуре и ЖКХ В.П. Паркаев:
- Администрация района занимается решением этого вопроса, ищем пути, надеюсь, что в скором времени это вопрос с повестки дня будет снят. Но пока, как известно, автобусное сообщение между селами возобновлено.
Да, и мы все будем надеяться, что выход будет найден. То, что общественный транспорт необходим жителям сельской глубинки, подтверждают они сами.
Н.П. Бояркина, ветеран педагогического труда, жительница с. Кабаево:
- Да, сейчас у многих сельчан есть машины, у некоторых и не по од-ной. Но разве это повод отменять общественный транспорт? Общественный транспорт, прежде всего, для малоимущих, уязвимых слоев населения, пенсионеров, прежде всего. Сберкассы в селах ликвидировали, зарплаты на карточках, в больнице лечение в большинстве назначают в дневном стационаре. И как ездить? У нас в Кабаеве, например, на почте компьютер не работает несколько недель, так даже коммунальные услуги приходится платить в райцентре.
Мы сокрушаемся, что молодежь уезжает из района, население стареет, убавляется. Но я думаю, что если транспортной связи не будет между селами и райцентром, то это вообще наш район отбросит на пол-века назад. Да это самая первая необходимость! В городах же общественный транспорт не останавливают, почему же сельских жителей и в этом ущемляют? На такси ведь не наездишься. В дальние села оно стоит 300-600 рублей. Если пенсия 8-9 тысяч, это очень накладно.
Л.Е. Еремкина, специалист отдела N7 УФК по Республике Мордовия:
- Я работаю допоздна, и мне очень было удобно ездить на вечернем кабаевском рейсе. И нас таких много, кто из Чиндяново в Дубенки на работу ездит. Вот с 9 января вечернего рейса нет, так для нас это большой проблемой стало – после пяти вечера до Чиндяново добраться. Мыкаемся, можно сказать. Очень хотелось бы, чтобы этот рейс возобновили.
В.И. Бурнаев, ветеран Армии и МВД, житель с. Поводимово:
- Конечно, сейчас нам очень веские причины назовут, но людям от этого легче? Нам говорят – невыгодно, не окупается, денег нет, бюджет не позволяет. А вот у каждого мало-мальского начальника служебная машина с личным водителем – это, конечно, выгодно всем. И государству в первую очередь. А одна "Газель" на пять сел для народа – невыгодно!!!
Формулировка "невыгодно, не окупается" для общественного транспорта вообще неприменима. Я специально интересовался, и как показывает статистика, экономическая аналитика, общественный транспорт нигде не окупается – прибыльности общественного транс-порта в таком узком бухгалтерском смысле слова нет ни в одном из развитых городов не только нашей страны, но Европы и Америки. Выручка составляет 30-40 процентов, остальные дотации –центральные, региональные, муниципальные.
Ведь никто не считает рентабельность содержания полиции, спасателей или скорой помощи? Нет, потому что это социальное обязательство государства, и каждый понимает, что без этого уровень жизни значительно упадет. К этим категориям относится и общественный транспорт. Неужели в нашей богатейшей стране нет возможности обеспечить такое благо для людей? Как говорится, за державу обидно.