А тем более когда он на совещании с членами правительства назвал имя своей первой учительницы, большинство граждан России посчитало своим святым долгом вспомнить своих учителей - и первых, и всех других. И это без всякой иронии и скептицизма. Потому что действительно, наши воспоминания о школьных годах, друзьях, учителях, этой прекрасной поре, как розовая предрассветная дымка, таящая в череде лет и десятилетий, для нас самые светлые, почти действительно святые.
И только сейчас, с высоты прожитых лет, пройденных и пережитых жизненных перипетий, мы можем по достоинству оценить великий труд наших учителей. Да порой и диву даешься - как они все успевали, откуда брали силы и энергию? Помнится, как они по окончанию урока собирали тетради - огромные стопы. И это только в одном классе, где было по 30 и более учеников! И это только тетради...
Наше поколение училось в школе в ту счастливую пору, когда учи-тельский труд еще не был "оказанием образовательных услуг", а был служением великому делу - педагогической деятельности. Учитель был авторитетом, уважаемым человеком, и никакой малолетний паршивец не смел, глумясь и чувствуя свою безнаказанность, "качать права", а жалуясь на учителя дома, почти стопроцентно получал "добавки" от родителей.
Именно тогда сформировалась блестящая плеяда учителей, чьи имена остались в истории страны, города, района, в истории каждой школы. А главное - в памяти своих учеников. Многие из которых, благодаря своим учителям, "приносят славу ей" те есть России, своей стране.
Для нас, учеников Кабаевской средней школы, чьи школьные годы пришлись на 70-80-е, большим, ярким событием стало открытие нового здания школы, которое произошло в 1975 году. Так то наша школа имела славную историю, которой мы всемерно гордились - она была основана в середине семидесятых годов 18-го века и открыта была не абы кем - а самим Ильей Николаевичем Ульяновым, российским государственным деятелем, педагогом, сторонником всеобщего равного для всех национальностей образования, но а более всего известного как отец вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова - Ленина. В то время он был директором народных училищ Симбирской губернии, к которому относилось и наше село.
Но к тому времени зданию школы было почти сто лет, и оно, конечно, порядком обветшало. В начале 70-х было заложено новое, но стройка продвигалась вяло. Помнится, мы ходили в начальную школу, в ту самую, открытую И.Н. Ульяновым, мимо строящегося здания, и все ждали, когда же оно наконец будет построено, и мечтали, когда мы будем здесь учиться.
А учиться мы перешли сюда в 1975 году. Директором школы тогда был Василий Андреевич Кочетков. Именно когда он три года назад был переведен сюда директором, и было закончено строительство школы. И с тех пор именно с его именем связано строительство и открытие нового здания школы, о котором нынешние школьники сказали бы "супер" "классно" и другие словесные обозначения наивысшего восторга.
И надо сказать, наша школа была замечательная, современная, лучшая. Помню, когда в 10 классе я поехала в Караганду, и двоюродная сестра повела меня показать свою школу, я была удивлена и порядком разочарована, что в большом, богатом шахтерском городе была такая старая, обшарпанная, с древним оборудованием, ничем непримечательная школа. Я взахлеб рассказывала, какая у нас в селе прекрасная школа, с кабинетами, с оборудованным по последнему слову техники лингафонным кабинетом, лабораториями, всевозможными наглядными пособиями.
Да, мы всей душой, искренне гордились своей школой и любили ее. И конечно, в силу своего детского восприятия мира, не задумывались, какой труд взрослых, учительского коллектива, и в первую очередь, руководства школы за всем этим стоит.
Это осознание пришло уже потом, во взрослой жизни. Сейчас трудно даже представить, что тогда в нашей сельской школе обучалось более 500 учеников, был большой учительский коллектив. На директора школы ложилась колоссальная нагрузка, чтобы вся эта система функционировала четко и бесперебойно как в части процесса обучения, так и материально-хозяйственном плане. Конечно, все безупречно и идеально не могло получаться в силу различных субъективных и объективных причин, но именно директору приходились регулировать все возникающие вопросы, решать проблемы. И В.А. Кочетков справлялся со своей такой хлопотной работой. Благодаря своим организаторским способностям, неуемной энергичности, ответственности, которую не боялся на себя брать. И опыту, конечно, который "сын ошибок трудных....".
А вообще трудовая биография В.А. Кочеткова началась в 1957 году в его родном селе, в Кочкуровской школе, учителем химии и биологии. Потом, как тогда было принято, молодых, энергичных, обладающих лидерскими качествами, продвигали по комсомольской и партийной линии, чтобы формировать руководителей, способных решать масштабные задачи.
Так, В.А. Кочетков в 1960-м году был избран первым секретарем райкома комсомола. Потом, в 1963, когда Дубенский район стал частью Атяшевского, в связи с ликвидацией района, стал инструктором Атяшевского парткома. С 1965-го - зав.организационным отделом Дубенского райкома партии, который снова стал самостоятельной административной единицей.
Дальнейшая трудовая биография Василия Андреевича связана с системой образования. С 1966-го года В. А. Кочетков был назначен директором Чиндяновской школы, и там тоже при нем было построено здание школы, которое стоит и до сих пор.
Потом уже опытного руководителя и хозяйственника партия направила на строительство более масштабной Кабаевской школы, которая для многих поколений кабаевцев стала не только образовательным учреждением, но и центром жизни села, вторым домом, с чем связаны самые светлые воспоминания.
Было в трудовой биографии Василия Андреевича и строительство еще одной школы в районе - Ломатской. Так что вклад в систему образования Дубенского района у него значимый. И его труд был отмечен по достоинству различными наградами, в числе которых медаль "За доблестный труд", медаль "Ветеран труда", Почетные грамоты районного и республиканского уровня.
Василий Андреевич Кочетков прожил долгую достойную жизнь. 1 февраля нынешнего года он ушел из жизни в возрасте 86 лет.
Эти люди - представители удивительного поколения и удивительной эпохи. Эпохи подъема, созидания, светлой веры в будущее, когда, казалось, нет ничего невозможного, когда вершились большие дела. И В.А. Кочетков - активный участник того созидательного процесса.
Светлая память о нем, о других наших ушедших учителях, которые давали нам знания, которые обеспечивали все условия для учебы, развития, которые учили нас понимать жизнь, сохранится в наших сердцах.
И да, Год учителя и наставника как нельзя объявлен вовремя: пора уже учителя вывести из числа обслуги. Даже если это так называемые услуги образования. Зажатый тисками всевозможных инструкций, положений, бесконечных отчетов, рискующий каждую минуту попасть в соцсети за каждое слово и движение, как может такой педагога воспитывать учеников, которыми "славится Россия"? Да, пора уже вернуть высокий авторитет и статус учителя, если мы собрались сохранить наши духовно-нравственные ценности.
Г. ЕРЕМКИНА.