Роль учителя высока в становлении подрастающего поколения. Даже то, что мы живем в информационном мире и любую информацию без особого труда можно найти в интернете, работа учителя – на особом счету. Это показало в полной мере дистанционное обучение во время пандемии.
Современному педагогу очень тяжело не устать и не выгореть, если, с одной стороны атакует кипа бумажных отчетов, с другой – родители со своими правилами и претензиями, с третьей – обязательные инициативы, которые постоянно идут в школы… И наряду со всем этим нужно качественно выполнять свои профессиональные обязанности, в чем и заключается работа учителя - учить.
На сегодняшний день самое важное, и, возможно, самое трудное в профессии учителя – быть педагогом с высокой педагогической ответственностью. Ведь давать знания по предмету – это только полдела. Необходим контакт с учениками на уровне психолога-воспитателя. Именно в этом и заключается основное отличие педагога-наставника. Ведь от того, что он, кроме своего предмета, вкладывает еще и в воспитательный процесс, зависит, какими, в конечном счете, станут дети. А они должны сформировываться не только в профессионалов, но и, что гораздо важнее, стать сознательными, думающими людьми.
Учительница русского языка и литературы, мордовского языка и литературы МБОУ "Дубенская СОШ" Н.Н. Арапова согласна с этим - с тем, что не просто учитель, а по совместительству еще и классный руководитель, лучше знает своих учеников и больше может в них вложить потому, что находится еще и в процессе воспитания.
О преданности своей профессии, о главных качествах личности человека, об опыте своей работы - в нашей беседе с Ниной Николаевной.
Свой педагогический путь она начала с должности учителя русского языка. Это было 31 год назад. На то время она еще не закончила обучение в МГУ им. Н.П. Огарева - училась только на 4 курсе. А обучение параллельно с работой закончила по индивидуальному плану.
Учительская работа привлекла еще со школьной скамьи – вдохновилась примером влюбленных в свою профессию своих педагогов: Л.Т. Тикиной, Т.Н. Додайкиной, Е.Л. Бурнаевой.
За время работы в родной школе Нина Николаевна поняла, что не ошиблась в своем выборе, что находится на своем месте. Стимулом к дальнейшей работе, вдохновением служит благодарность ее учеников и результаты их работ. И это, по признанию Нины Николаевны, ее, как педагога, ведет вперед.
- У Вас было время понять, каким должен быть хороший педагог. Как его можете охарактеризовать?
- Он, невзирая на трудности, не изменит своей профессии. Потому что ему интересна эта работа. Он обладает глубокими знаниями, любит детей, хотя они разные и по характеру, и по способностям.
- А какой, по-Вашему, хороший ученик?
- Тот, кто слышит учителя, уважает его, понимает. У таких учеников будет и успех. И для каждого он – свой. Кому-то удастся победить на олимпиаде по предмету, а успех другого будет в систематических занятиях, усидчивости, например. Те, у кого не большие способности к наукам, они идут в рабочие специальности и отлично трудятся. Это – тоже успех, и немалый.
… И это так. При выборе профессии главное не только в том, чтобы получить высшее образование. Любая сфера жизни держится на простых рабочих, на тружениках. Если по какой-то причине не придет на работу руководитель организации, работа без него не встанет. А не придет простой рабочий – станок не включится, трактор не заработает, не получится выполнить то, что исполняет только знающий специалист…
- Что Вас, как педагога, расстраивает в Вашей работе?
- То, что нынешние ученики относятся к учителю не с таким уважением, как раньше. Я считаю, что учитель – намного больше, чем человек, дающий образовательные услуги. Он душой болеет за каждого ученика. И даже в том случае, когда учитель "бьет тревогу" - связывается с родителями по поводу их ребенка, это делается ради его пользы. Это значит, что учителю не все равно. А родители, к сожалению, этого не понимают. И, конечно же, дети видят, чувствуют настрой родителей к учителю, и несут соответствующее отношение к нему с собой в школу…
И еще, что особенно заметно в средних классах, сегодня многие родители воспитывают детей с чувством превосходства над другими, кому все вокруг должны. Но ведь для человека, его взаимодействий, важно не только брать, но и отдавать…
Любому из нас необходимо отдыхать, переключиться от работы. У каждого свой способ это делать. Нине Николаевне, к примеру, нравится читать и перечитывать понравившиеся произведения. По ее мнению, это помогает каждый раз видеть что-то новое в главных героях, по-другому оценить их действия.
- Очень люблю произведения Чингиза Айтматова. Вот недавно перечитала повесть "Тополек мой в красной косынке"...
Как по мне, так лучше читаются именно печатные книги. Аудиозаписи ни в какое сравнение с ними не идут. Листать страницы, читать, делать паузы, где можно переосмыслить, задуматься над образом – в этом тоже свой смысл.
Еще я люблю писать на эрзянском языке. На олимпиаде по мордовской литературе есть творческий конкурс, в котором участникам предлагается написать очерк на родном языке. Мне нравится ученикам помогать в этом. Душой отдыхаю в этом творчестве.
- Вы – Почетный работник сферы образования. О чем "говорит" это звание и другие Ваши награды?
- Безусловно, приятно, что твой труд замечен. Все они - благодаря моим ученикам. Им спасибо за работу. На протяжении вот уже более 10 лет они в Саранске побеждают на олимпиадах. Это радует очень, честно сказать.
Вообще поощрения, как мне думается, больше стимулируют молодых. А когда признание уже состоялось, когда труд был сделан огромный, радость уже от того, что ты справился, прошел этот путь, и прошел хорошо.
Когда есть результат труда, это и есть награда учителю.
Л. МИХАЙЛОВА.