В 2021 году исполнилось 80 лет с начала действия "Дороги жизни". 22 ноября 1941 года открылось автомобильное движение по ледовой дороге из окруженного фашистами Ленинграда.
"Дорога жизни" − шанс на спасение
Свое название "Дорога жизни" получила зимой 1941-1942 годов, когда по льду Ладожского озера удалось наладить доставку продовольствия в голодающий город, где суточные нормы выдачи хлеба упали до исторического минимума: 125 г – по карточке служащего, иждивенца или по детской и 200 г – по рабочей карточке (для тех, кто работал на производстве). Это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной. Официально она называлась Военно-автомобильная дорога № 101.
Гитлер особое место отводил захвату Ленинграда. Он был уверен, что со взятием города разгром Москвы неизбежен. Поэтому группа армий "Север" получила приказ уничтожить Ленинград, но город жил и работал. И тогда были отрезаны автомобильные и железнодорожные дороги. 8 сентября 1941 года началась история блокадного Ленинграда.
Единственной дорогой осталась лишь та, что начиналась на берегу Ладожского озера. Его побережье контролировала советская армия. В октябре начались работы по строительству ледовой трассы через Ладожское озеро.
Водолазы укрепляли "Дорогу жизни" всеми возможными подручными средствами, ныряя под лед и монтируя там настилы и опоры. На всем протяжении находились склады и базы, станции технической помощи, мастерские и пункты питания.
Чтобы грузовики с тонной груза прошли через озеро по льду, его толщина должна составлять не меньше 20 сантиметров. Необыкновенно сильные морозы, ударившие в ноябре 1941 года, сыграли в судьбе Ленинграда двоякую роль. С одной стороны, оставшийся на голодном топливном "пайке" город начал стремительно замерзать, что резко повысило смертность: голодные люди плохо сопротивлялись холоду. С другой стороны, ранние холода вызвали и ранний ледостав на Ладоге, что дало возможность проложить "Дорогу жизни" раньше, чем это планировалось. 17 ноября толщина льда была 10 сантиметров, 20 ноября − уже 18 сантиметров. Утром 20 ноября на восточный берег Ладоги отправился батальон конно-транспортного полка. Этот конно-санный обоз из 350 упряжек доставил 63 тонны муки.
22 ноября на восточный берег отправили автоколонну под управлением командира 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана Василия Порчунова. Это были 60 автомашин с прицепными санями. За счет постепенно окрепшего льда и отлаженной инфраструктуры, поток грузов по "Дороге жизни" вырос с 16,5 тысячи тонн в ноябре-декабре 1941 года до 118 тысяч тонн в марте 1942-го. Советские войска защищали "Дорогу жизни" с земли и с воздуха. Всего по ней было эвакуировано из Ленинграда более 1,3 млн человек. Число же тех, кто погиб под обстрелами или утонул, провалившись с машиной под лед, не известно.
Дорога использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления для прорыва блокады Ленинграда.
Весной 1943 года на полную мощность заработала так называемая "Дорога победы", проложенная по освобожденному южному побережью Ладоги, и если бы не она, трудно сказать, какой была бы судьба осажденного Ленинграда – города, жители и защитники которого потрясли весь мир стойкостью и мужеством.